ОСНО и ЕНВД: раздельный учет

Раздельный учет ОСНО и ЕНВД — это обязанность налогоплательщика организовать ведение индивидуального налогового учета по каждому режиму налогообложения при их совмещении. В статье расскажем об особенностях организации раздельного учета.

Содержание

Общие требования

Если один налогоплательщик применяет общий режим налогообложения по одному виду хозяйственной деятельности и одновременно с этим имеет право на обложение ЕНВД по другому виду деятельности, то в таком случае субъект обязан вести раздельный учет. Такие нормы обоснованы в п. 7 ст. 346.26 НК РФ.

Ключевое назначение раздельного учета заключается в том, чтобы исключить ошибки при определении налоговой базы, исчислении фискальных платежей и уплате средств в государственные бюджеты.

Напомним, что не все фирмы и предприниматели могут перейти на уплату единого налога. Чиновники закрепили специальные критерии для перехода на ЕНВД. О том, как перейти с ОСНО на ЕНВД, мы рассказали в отдельном материале «Пошаговая инструкция перехода на ЕНВД в 2020 году».

В чем проблема

Единый налог исключает уплату нескольких крупных обязательств, таких как НДС (кроме ввозного), налог на прибыль, налог на имущество организаций, который исчислен по среднегодовой стоимости. Следовательно, налогоплательщик должен четко разграничить операции, чтобы верно начислить и уплатить налоги в бюджет.

Для индивидуальных предпринимателей переход с ОСНО на ЕНВД означает еще и отказ от уплаты подоходного налога. Также ИП будут освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц, которое они используют для осуществления своей предпринимательской деятельности (есть исключения, перечень в п. 7 ст. 378.2).

Но по основному режиму налогообложения уплачивать тот же НДС, налог на прибыль, НДФЛ и имущественные сборы нужно. Именно для этого необходимо разграничить учет в пределах одного экономического субъекта. Осуществление операций должно быть строго разграничено по применяемым режимам налогообложения.

Итог, можно ли совмещать ОСНО и ЕНВД? Да, можно, но при этом придется вести раздельный учет.

Как организовать

Особенности организации раздельного учета, когда совмещены сразу два режима — ЕНВД и общая система налогообложения — не определены на законодательном уровне. Данный вопрос обязан решить каждый налогоплательщик самостоятельно. То есть экономический субъект самостоятельно решает, как будет отражать операции по разным режимам. Такой выбор должен быть подробно расписан в учетной политике организации.

При решении данного вопроса в обязательном порядке предусмотрите:

  1. Как будут разделяться доходы и расходы компании? Напомним, что единый налог определяется исходя из суммы вмененного дохода, независимо от выручки, полученной фактически, и сумм произведенных расходов. В то же время налогооблагаемая база по ОСН определяется как разница между фактическими доходами и произведенными расходами. Если налогоплательщик будет учитывать расходы по ЕНВД в расчет налога на прибыль по ОСН, это приведет к занижению базы и дальнейшим штрафам. Именно поэтому доходные и расходные операции необходимо разграничить по режимам в первую очередь.
  2. Как будет учитываться входной НДС? Практически все «общережимники» — это плательщики НДС. Как правило, данные категории субъектов имеют право на получение фискального вычета в размере входного НДС. Но данное право распространяется только на хозяйственные операции по ОСН. Суммы входного НДС по вмененным расходам не могут быть приняты в качестве вычета — это нарушение НК РФ.
  3. Как разделить имущество? Очевидно, что при исчислении налога на имущество необходимо определить, какие объекты будут облагаться, а какие нет. Допустимо утвердить перечень имущественных активов, которые используются при осуществлении конкретного вида деятельности. В противном случае налоговики могут прийти к мнению, что плательщик умышленно занижает налогооблагаемую базу по имущественным платежам, и выпишут штрафы.
  4. Как распределить доходы, расходы, имущество, используемое в обоих случаях, при совмещении ЕНВД и ОСНО? Здесь организация должна определиться, как будут распределены экономические, фактические или имущественные показатели, если один объект применяется в двух режимах одновременно. Например, распределять общие издержки пропорционально объемам выручки или занимаемым площадям. Экономическое обоснование данного выбора придется закрепить в учетной политике.
  5. Как вести бухгалтерский учет? В данном случае необходимо предусмотреть открытие дополнительных субсчетов к счетам бухгалтерского учета. Например, для отражения расчетов по заработной плате можно открыть отдельный субсчет для работников, занятых в деятельности на ОСН, и отдельно для сотрудников на ЕНВД.
ВАЖНО!
Организовать раздельный учет наемных работников придется в любом случае. Это потребуется не только для разделения по суммам начисленной заработной платы и иных вознаграждений за труд, но и по страховому обеспечению граждан.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.