Медицинская книжка работника: оформление, продление и учет
Для выполнений некоторых видов работ необходимо пройти медосмотр и оформить санитарную книжку. Выясним, что требуется для оформления медкнижки в первый раз и какие нужны документы.
Для чего нужна медкнижка при оформлении на работу
Оформленная в соответствии с требованиями закона личная медицинская книжка (ЛМК) доказывает, что ее владелец не имеет опасных заболеваний. Она подтверждает возможность работать в определенных сферах труда. Трудовой кодекс прямо указывает в статье 213, что работники пищепрома, общепита, медицинские работники и педагоги подлежат направлению на профосмотры. А в Приказе Минтруда № 988н и Минздрава № 1420н от 31.12.2020 перечислено, каких врачей нужно пройти для санитарной книжки — зависит от рода деятельности работника. В приказе указано, при выполнении каких работ обязательно наличие этого документа:
- производство молочных продуктов;
- эксплуатация водопроводных сетей;
- производство и продажа лекарств;
- обслуживание бассейнов, отелей, транспорта;
- бытовое обслуживание;
- в детских образовательных и досуговых учреждениях, домах отдыха, интернатах и пр.;
- торговля;
- общественное питание;
- на предприятиях пищевой отрасли.
Трудовой кодекс в статье 298 утверждает, что для работающих вахтовым методом тоже необходимо обследование врачей. Приказом № 988н/1420н определено, что после завершения срока действия требуется продлить ЛМК, если человек продолжает работать.
Надо знать: сколько действует медкнижка
Все расходы на прохождение работниками профилактических осмотров, если их профессия внесена в перечень Минздрава или в организации установлено требование оформления санкнижки, несет работодатель. Если работник самостоятельно оплатил процедуру, то ему возмещают потраченные средства.
Советуем прочитать: как направить на периодический медосмотр по приказу № 29н
Как оформить медкнижку при трудоустройстве
Формат книжки установлен Приказом Минздрава России от 18.02.2022 № 90н. В Приказ Минздрава от 18.02.2022 № 90н внесены изменения, согласно которым до 1 сентября 2025 года допускаются выдача и ведение ранее выданных личных медицинских книжек на бумажном носителе, оформленных на бланках и по форме, которые применялись до дня вступления в силу вышеназванного приказа, со внесением сведений в ранее сформированный реестр выданных личных медицинских книжек. Приказ Минздрава России от 28.06.2024 № 332н вступил в силу с 31 августа 2024 года.
Санкнижка в электронном виде выглядит так:
Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно
До 1 сентября 2024 г. допускаются выдача и ведение ранее выданных ЛМК на бумажном носителе, оформленных на бланках и по форме, которые применялись до дня вступления в силу Приказа Минздрава России от 18.02.2022 № 90н, со внесением сведений в ранее сформированный реестр выданных санкнижек. Выданные до этого времени ЛМК продолжат действовать.
В приказе № 988н/1420н разъясняется, как оформить медицинскую книжку для работы. Обычно оформление занимает около 5 рабочих дней. Процедура такова:
- Работодатель подписывает договор на оказание услуг с медицинским учреждением, аккредитованным Центром гигиены и эпидемиологии.
- Выдает работнику направление на осмотр.
- На месте работник:
- предъявляет оригинал паспорта и направление;
- отдает фотографию 3×4;
- предъявляет регистрацию по месту нахождения, если сотрудник иногородний.
В ходе прохождения медосмотра требуется пройти осмотр у узкопрофильных медицинских специалистов. Медорганизация самостоятельно устанавливает стоимость оформления медкнижки для определенных профессий, так как перечень нужных специалистов отличается.
Вам будет полезно узнать: можно ли проводить медосмотр в выходной день
Перед выдачей документа на руки медицинский регистратор внесет номер и серию медкнижки в реестр Роспотребнадзора.
Стоимость бланка, профосмотра и продления санкнижки
Ранее возможность оформлять бумажные медкнижки была предусмотрена только до 1 сентября 2024 года (Приказ Минздрава России от 18.02.2022 № 90н). Однако Минздрав России решил отложить введение новых правил на год, внеся соответствующие изменения в указанную норму. Поэтому, если говорить, какие документы нужны для повторной медкомиссии на медкнижку, то для ее оформления нужно предоставить в медорганизацию:
- паспорт;
- направление от работодателя на прохождение периодического медосмотра;
- действующую ЛМК.
Когда на медосмотр направил работодатель, работнику оплачивать прохождение специалистов не нужно: за это платит компания. Но если работник проявляет инициативу, то он за нее и заплатит. На итоговую цену влияет количество специалистов, которых надо посетить, и анализов, которые они назначат. Персонал пищевой отрасли и охраны здоровья должен пройти осмотр у наибольшего количества врачей.
В первую очередь потребуется купить чистый бланк книжки, примерная цена составляет 600 руб.
Средние значения, сколько стоит продление медкнижки в 2024 году:
Отрасль | Стоимость для граждан РФ, руб. |
---|---|
Торговля, пищевая отрасль (мерчендайзеры, продавцы, кассиры, пекари, операторы на линии) | 2000 |
Учебные заведения (преподаватели) | 2000 |
Дошкольные учреждения (все работники ДОУ) | 2000 |
Досуговое и бытовое обслуживание (сотрудники парикмахерских, бассейна, бани, отелей, проводники) | 2000 |
Горничные, администраторы, производство и продажа лекарств | 2100 |
Медицинские работники (роддома, детские больницы) | 2100 |
Работники поликлиники | 2100 |
Если в список анализов для продления ЛМК входит работа с кровью (доп. анализы на ВИЧ, гепатит В, С), то за это взимается дополнительная плата — примерно 750 руб.
Некоторые организации предлагают оформление санитарной книжки за 1 день, но срочные услуги стоят дороже. И согласится ли работодатель возмещать деньги, истраченные за срочность, — необходимо договариваться заранее.
Как продлить срок действия санкнижки
Сам документ срока действия не имеет. Но необходимо регулярно проходить осмотр врачей, чтобы она оставалась действительной. Чаще всего посещать медорганизацию полагается ежегодно. Следить за тем, чтобы работник своевременно получал новую запись в книжке, обязан работодатель.
Законодательно определено, что делать, если закончилась медицинская книжка, — проходить всех специалистов повторно. Для этого понадобится только оформленная ранее санитарная книжка. В направлении работодателя указано, каких врачей требуется пройти.
Если говорить, как поменять медицинскую книжку в Санэпидемстанции, то персонал пищевой отрасли, продовольственной торговли, общепита два раза в год сдает анализы на инфекции и ЗППП, стафилококк и другие бактериологические анализы. Один раз в год назначаются флюорография, прием терапевта и лабораторные анализы на гельминтов.
Работники образовательных и медицинских учреждений направляются на обследование на ЗППП, наличие инфекционных болезней; бактериологические исследования проводятся до 4 раз в год. Общая терапевтическая комиссия с прохождением флюорографии и лабораторных анализов ежегодно обязательна.
Сотрудники аптек и непродовольственной торговли ежегодно осматриваются дерматовенерологом, терапевтом, проходят флюорографию и сдают лабораторные анализы. Для них установлено, сколько действует медкнижка, — 1 год.
Персонал учреждений коммунально-бытового обслуживания населения и бассейнов 2 раза в год обследуется на наличие ЗППП и ежегодно проходит стандартный медицинский осмотр. Обязательна прививка против дифтерии.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как оказывается психиатрическая помощь в принудительном порядке. Используйте эти инструкции бесплатно.
Кто является владельцем медкнижки: работодатель или работник
Несмотря на то что организация платит за обследование своих сотрудников, медкнижка является собственностью работника. При увольнении работодатель обязан выдать ее работнику на руки вместе с трудовой книжкой и другими обязательными документами.
Если кандидат, направленный работодателем на медосмотр, передумал устраиваться на новое место или решил уволиться сразу после прохождения медосмотра, то фирма не вправе потребовать возмещения затрат. Все действия по оформлению или продлению ЛМК оплачивает предприятие.
Может пригодиться: как получить заключение по результатам предварительного медицинского осмотра
Учет расходов на покупку медкнижки на предприятии
О возмещении расходов на покупку медкнижек (для целей налога на прибыль) существуют два противоположных мнения:
- Письмо Минфина России от 21.11.2008 № 03-03-06/4/84 утверждает, что возмещение возможно.
- Письмо УМНС России по г. Москве от 07.10.2004 № 28-11/64374 говорит, что нельзя.
Единого мнения по этому вопросу судебная практика не выработала. Сумма подтверждается договором и фискальными документами (чеком или квитанцией). Сумма зависит от того, сколько делается медкнижка, но работодатель возмещает ее полностью.