Облагается ли налогом спонсорская помощь

Нередко в бухгалтерской практике возникают вопросы, связанные с налогообложением спонсорской помощи. Разберемся, что понимается под данным термином и какие правила необходимо применять сторонам спонсорства для того, что правильно исчислять налоги и избежать споров с ФНС.

Содержание

Что считается спонсорской помощью

Российское законодательство не содержит легального определения спонсорской помощи. В ФЗ № 38 от 13.03.2006 содержится определения понятия «спонсор». В соответствии с п. 9 ст. 3 указанного закона под ним понимается лицо, предоставившее деньги или некое имущество для проведения мероприятия в области спорта, искусства, культуры, организации теле- или радиовещания или для создания иных результатов творчества.

В ходе реализации указанных мероприятий спонсор вправе осуществлять рекламу, которая позволит представить его в таком качестве. Определение спонсорской рекламы содержится в п. 10 той же статьи закона о рекламе.

Спонсорская реклама отличается от обычной рядом признаков, среди которых:

  • реклама непосредственно спонсора, а не его товаров или услуг;
  • отсутствие контроля хода рекламной кампании со стороны спонсора.

Спонсорство может быть как возмездным (в таком случае оно признается спонсорской рекламой), так и безвозмездным. Но даже если для спонсора отсутствует встречное предоставление, то спонсорскую помощь неверно называть благотворительностью — ее отличает особая социальная цель, указанная в законе.

Таким образом, под спонсорской помощью понимается все имущество и денежные средства, переданные спонсором получателю помощи для проведения мероприятий.

Узнайте, как составить письмо с просьбой о спонсорской помощи

Как оформляется спонсорская помощь

Российское законодательство не предусматривает специальной конструкции договора о предоставлении спонсорской помощи. В качестве него нередко выступает договор оказания рекламных услуг.

Читайте: как составить договор оказания услуг

Принцип свободы договора позволяет сформировать существенные условия такого договора, которые важны для признания его действительным. К ним относятся:

  • предмет договора — деятельность получателя помощи по рекламе спонсора в рамках проводимых мероприятий;
  • формы и способы, в которых будет распространяться информация о спонсоре и мероприятии (место и время проведения), сроки проведения рекламной кампании;
  • форма предоставления спонсорской помощи в виде передачи имущества или денежных средств.
ВАЖНО!
Если спонсором и получателем помощи являются коммерческие организации, то в качестве способа оформления предоставления помощи недопустимо использовать договор дарения. Соответствующий запрет установлен в ГК РФ. Его применение допустимо в случае осуществления благотворительной деятельности в порядке, установленном Законом о благотворительности.
В моей практике были случаи, когда спонсорство пытались прикрыть благотворительной деятельностью, но ФНС посчитала такие сделки притворными и доначислила сумму налога на сумму примененной налоговой льготы.

НДС для получателя спонсорской помощи

В соответствии со ст. 164 НК РФ деятельность по предоставлению рекламных услуг является объектом налога на добавленную стоимость. Причем налогообложению подлежит и возмездное, и безвозмездное получение спонсорской помощи.

Договор на спонсорство заключается на условиях авансирования, поэтому налоговая база определяется моментом получения авансового платежа. В зависимости от формы предоставления помощи налоговую базу составляет либо размер сумм перечисленных денежных средств, либо стоимость переданного имущества. При расчете НДС с денежного аванса используется расчетная ставка 20/120.

При завершении спонсорской рекламы составляется акт, и получатель помощи повторно рассчитывает налоговую базу по обычной ставке в указанном периоде, а НДС с денежного аванса принимает к вычету.

При передаче имущества спонсором схема обложения НДС иная.

Налог на прибыль для получателя спонсорской помощи

При использовании получателем метода начисления аванс, полученный по договору о спонсорстве, не признается доходом, а расчет налога производится после подписания актов оказания рекламных услуг, т.е. в дату реализации услуг.

Налог на прибыль для спонсора

Согласно ст. 264 НК РФ спонсорская помощь относится к прочим расходам, которые могут быть нормируемыми и ненормируемыми.

Нормируемые расходы признаются в размере 1 % выручки от реализации, к ним относятся следующие затраты на:

  • изготовление или приобретение призов, вручаемых на проводимых мероприятиях;
  • размещение информации о спонсоре на спортивном инвентаре или обмундировании спортсменов;
  • иные виды рекламы, не относящиеся к ненормируемым.

Ненормируемыми затратами, которые спонсор вправе признать в полном объеме, являются:

  • затраты на рекламу в СМИ;
  • затраты на приобретение или изготовление наружной и световой рекламы;
  • затраты на изготовление бумажной рекламной продукции определенного перечня (п. 4 ст. 264 НК РФ).
ВАЖНО!
Если предмет договора составляет спонсорская помощь, затраты на которую как нормируются, так и не нормируются, то необходимо оформить акты оказанных услуг по каждому виду затрат. В противном случае все понесенные затраты будут признаны нормируемыми.

Расходы на рекламу в обязательном порядке должны оформляться первичными документами, которые должны однозначно отображать их спонсорскую направленность. К таким документам могут быть отнесены аналитические справки и маркетинговые исследования.

НДС для спонсора

Спонсор вправе принять к вычету НДС при перечислении предоплаты (спонсорского взноса) исполнителю услуг. Вычет производится на основании счета-фактуры, выставленного получателем помощи.

Высший Арбитражный Суд в Постановлении Пленума № 33 от 30.05.2014 разъяснил, что право на вычет возникает у налогоплательщика вне зависимости от того, в какой форме выплачен аванс — натуральной или денежной (п. 23). ВАС РФ обратил особое внимание на то, что нормы ст. 171 и 172 НК РФ не содержат указание на денежный характер предоплаты. До этого разъяснения Минфин занимал абсолютно противоположную позицию.

Передача рекламной продукции, стоимость которой не превышает 300 рублей, не является операцией, подлежащей налогообложению НДС. Реклама, отвечающая признакам товара, стоимость которой превышает 300 рублей, облагается налогом в общем порядке. Такое разъяснение содержится в Письме Минфина № 03-07-11/75489 от 23.12.2015 и в пп. 25 п. 3 ст. 149, пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ.

Налогообложение при оказании спонсорской помощи товарами и продукцией

В целях налогообложения такие операции считаются реализацией. Спонсор реализует готовую продукцию, а получатель — рекламные услуги. Отношения оформляются соответствующим соглашением о зачете.

НДС и налог на прибыль исчисляются в таком случае на дату отгрузки товара, а налоговая база исчисляется, исходя из стоимости переданного имущества.

Может пригодиться: как отразить спонсорскую помощь в 1С

Часто задаваемые вопросы