Что такое закупочная комиссия по 44-ФЗ и 223-ФЗ: основные понятия и ключевые аспекты
Сфера закупок в публично-правовой сфере сегодня в силу своего объема и уровня детализации может в определенной степени претендовать на то, чтобы считаться отдельной отраслью российского законодательства. Государство регулярно вносит в эту сферу корректировки и нововведения, разрабатываются механизмы по совершенствованию закупочных процедур в разных их проявлениях. Одним из таких механизмов, которых решает целый спектр задач при проведении процедур, является закупочная комиссия. Рассмотрим подробнее, что это такое по отдельности применительно к положениям 44-ФЗ и 223-ФЗ, основные понятия, которые встречаются при ее создании и функционировании, а также ключевые аспекты ее работы.

Что такое закупочная комиссия, и зачем она нужна
По своей сути закупочная комиссия — это коллегиальный орган, который создается заказчиком для проведения торгов. Основной ее целью является определение поставщиков, подрядчиков, исполнителей, у которых необходимо произвести конкурентные закупки (ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Наличие этого коллегиального органа является одним из требований для проведения закупок органами публичной власти, бюджетными учреждениями и отдельными категориями юридических лиц.
Однако в 223-ФЗ ни о каких коллегиальных органах, которые необходимы для осуществления закупок конкурентным способом, речь не идет. Вместе с тем отсутствие упоминания данного органа в 223-ФЗ само по себе еще не говорит о том, что, при осуществлении соответствующей деятельности в рамках данного закона, необходимость в создании закупочной комиссии отсутствует. Поскольку ст. 447 ГК РФ предусматривает положения о том, что победителем при проведении конкурсной процедуры является тот, кого таковым признала конкурсная комиссия, которая ранее была назначена организатором соответствующих торгов. А в силу ч. 1 ст. 2 ФЗ № 223 положения гражданского законодательства также подлежат применению наравне с вышеуказанным законом.
Закупочная комиссия по 44-ФЗ
Требования к составу закупочной комиссии по 44-ФЗ
Структура должна включать в себя председателя и членов закупочной комиссии. Общая численность — от 3 участников.
Сам состав комиссии может состоять из следующих лиц:
- Работники организации-заказчика (любые должности).
- Сторонние лица, сотрудники других организаций.
Не допускается участие лиц с заинтересованностью, а именно сотрудников поставщика или аффилированных с ним лиц, сотрудников контрольно-надзорных органов в сфере закупок, экспертов, оценивающих извещение и документацию о закупке.
Законом предусмотрены требования не только по составу, но и по квалификации участников. По общему правилу необходимо наличие профессиональной переподготовки или повышения квалификации в закупочной сфере или специальных знаний в данной сфере не менее чем у половины членов (ч. 5 ст. 39 закона № 44-ФЗ).
Как создать комиссию
Строгого алгоритма по созданию органа законодательство не предусматривает, за исключением того, что он создается до проведения закупки, а при принятии решения о его создании необходимо определить состав, порядок работы и назначить председателя (ч. 2 ст. 39 закона № 44-ФЗ). Все эти требования необходимо указать в приказе о создании органа.
После вынесения приказа утвердите положение. По своей сути это локальный документ, который регламентирует деятельность коллегиального органа. В положении указываются обязанности органа: выбор и определение победителей, принятие решения об отклонении заявок, имеющих нарушения, протоколирование этапов работы и т.д.
При создании коллегиального органа учитывайте вышеуказанные требования по структуре, составу и профессиональной подготовке ее участников.
Как изменить состав комиссии
Уже после создания могут возникнуть ситуации, когда в силу закона (ч. 6 ст. 39 закона № 44-ФЗ) или в силу иных причин возникает необходимость замены участника.
Для замены заказчик издает приказ о замене участника органа.
Как работает закупочная комиссия
Свою работу закупочная комиссия вправе осуществлять, только если в заседании участвует не менее чем половина от общего числа ее членов. Допускается использование систем для видеоконференцсвязи при проведении заседаний. Детально регламентировать работу закупочной комиссии заказчик вправе в соответствующем положении.
Ответственность комиссии
Исходя из системного толкования положений ст. 39 и 107 закона № 44-ФЗ следует, что ответственность носит персональный характер, т.е. сами участники органа могут быть привлечены к дисциплинарной, гражданской, административной, уголовной ответственности. Одни из наиболее часто применяемых норм: ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, ч. 2, 6 ст. 7.32 КоАП РФ.
Закупочная комиссия по 223-ФЗ
Как создать закупочную комиссию по 223-ФЗ
Действующее законодательство (в частности, 223-ФЗ) не содержит каких-либо предметных указаний о том, каков порядок создания комиссии. Вместе с тем рекомендуем придерживаться следующих рекомендаций. Алгоритм в этой ситуации отчасти схож с рекомендациями закона № 44-ФЗ.
Заказчику необходимо оформить создание соответствующим приказом. Его составление допустимо в произвольной форме, но рекомендуем включить еще следующие положения:
- цель и вид создания органа. Отразите, что он создается для конкретной закупки или же действует на регулярной основе;
- состав участников;
- основания для внесения изменения в состав;
- срок действия органа.
У заказчика достаточно большой выбор видов создаваемого органа, на практике встречаются следующие:
- Единый. Для проведения всех закупочных процедур. Если ваши закупки по своей сути типовые и не требуют специальных познаний для их изучения, то это наиболее оптимальный вариант.
- Аукционный. Подходит для проведения закупок только аукционом.
- Специализированный. Подходит для конкретного вида закупки, для которой необходимы специалисты узкого профиля.
Разрабатывать положение необязательно, но оно позволит детально регламентировать деятельность закупочной комиссии и избежать многих спорных ситуаций в ходе ее дальнейшей работы. В положении необходимо отразить следующие аспекты:
- требования к членам закупочной комиссии;
- права и обязанности участников;
- порядок организации работы (порядок проведения заседаний, ведения протоколов, созыва, уведомление участников о заседаниях, порядок ознакомления с конкурсной документацией, условия привлечения внештатных специалистов и т.п.);
- порядок принятия решения (например, необходимость кворума, принятие решений простым или квалифицированным большинством голосов, условие о принятии решения при равенстве голосов и т.п.).
Положение допускается составить как самостоятельным документом, так и включить его в состав имеющегося у заказчика-организации положения о закупке.
При разработке положения не забудьте предписания, установленные в ч. 7.2 ст. 3 закона № 223-ФЗ. В связи с чем в документах, которые определяют деятельность закупочной комиссии, укажите о том, что каждый участник обязан сообщить организации-заказчику о наличии конфликта интересов. В силу вышеуказанных законодательных норм на организацию-заказчика возложена обязанность по незамедлительной замене лиц, у которых присутствует конфликт интересов.
Как определить состав комиссии
Поскольку закон не содержит в этой части каких-либо требований, заказчик свободен в выборе состава данного коллегиального органа. Целесообразным решением при определении состава является применение аналогичных положений, содержащихся в 44-ФЗ. В связи с чем при определении оптимального состава следует придерживаться следующего:
- включение в состав компетентных участников, обладающих профессиональными знаниями в закупочной сфере, и специалистов в тех областях, в которых заказчик производит закупки;
- не включайте лиц, у которых присутствует конфликт интересов (ч. 7.2 ст. 3 закона № 223-ФЗ).
Положения ч. 7.2 ст. 3 закона № 223-ФЗ о конфликте предполагают, что членами не вправе быть:
- лица, которые имеют личную заинтересованность в результатах процедуры. Например, такая заинтересованность будет у участников самой закупки;
- участники (акционеры) организаций, которые подали заявки на участие в закупке, члены их органов управления, кредиторы участников закупки;
- иные лица (в случаях, определенных положением о закупке).
Безусловно, заказчик вправе включить в состав и лиц, не обладающих соответствующей компетенцией в рассматриваемой сфере, но такой подход влечет риски, поскольку действия (бездействие) коллегиального органа влекут серьезные юридические последствия и подлежат обжалованию в антимонопольном органе (ФАС РФ). Сами участники несут персональную ответственность за принятые им решения. Поэтому в столь ответственной деятельности все же желательно использовать профессионалов.
Как она работает
Работа закупочной комиссии осуществляется в соответствии с ее положением. Цель работы — определение победителя среди участников конкурентной процедуры, с которым заказчику необходимо подписать соглашение. При осуществлении своей деятельности коллегиальный орган:
- проверяет поступившие заявки участников на предмет соответствия требованиям;
- определяет победителя в соответствии с порядком, указанным в документации о закупке.
В положении допустимо описать сам процесс работы. Возможно установить, что заседания осуществляются как в очном формате, так и с использованием систем для видеоконференцсвязи.
Ответственность комиссии
Исходя из взаимосвязанных положений ч. 10 ст. 3 закона № 223-ФЗ, ст. 2.4 КоАП РФ, члены закупочной комиссии несут персональную административную ответственность за принятые ими решения. Один из наиболее часто применяемых составов нарушений — ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ (незаконное предъявление требований к участникам закупки, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг). Поэтому, а также по ряду других составов лицо привлекается к административной ответственности на основании постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного УФАС по субъекту РФ.
Рекомендованные статьи по теме
- Как оформить приказ о создании закупочной комиссии по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
- Какие требования предъявляются к экспертам и работе приемочной комиссии по 44-ФЗ.
- Как назначить ответственного за приемку в госзакупках.
- Как выявить личную заинтересованность в закупках.
- Как выявить конфликт интересов заказчика и участников закупок.
- Кто такие аффилированные лица в закупках.