Штраф за неприменение ККТ

Мой многолетний опыт в сфере налогового консалтинга показывает, что вопросы, связанные с ответственностью за неприменение или неправильное применение контрольно-кассовой техники, до сих пор очень актуальны и затрагивают широкий круг пользователей. Попробую кратко осветить самые актуальные штрафы за неприменение ККТ. 

Содержание

НПА, регулирующие необходимость применения ККТ

Основные правила использования ККТ при осуществлении расчетов за товары (работы, услуги, права) содержатся в Фед. законе от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ». В нем подробно изложен порядок осуществления таких операций, а также условия неприменения ККТ.

Ввиду того что закон № 54-ФЗ разрешает применять лишь зарегистрированную в ФНС технику, ее пользователи во избежание ответственности в виде штрафа в том числе должны придерживаться требований нормативно-правовых актов (НПА), регулирующих порядок регистрации ККТ. Например, основные механизмы постановки ее на учет изложены в Приказе Минфина РФ от 22.07.2013 № 69н «Об утверждении административного регламента предоставления ФНС государственной услуги по ведению Госреестра контрольно-кассовой техники».

К отдельной группе НПА, устанавливающих порядок фиксации правонарушения и применение мер ответственности за неприменение ККТ, относятся документы, регламентирующие мероприятия госконтроля за использованием такой техники. В качестве примера приведем Фед. закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля, в том числе принятое на его основе Положение о федеральном надзоре за соблюдением законодательства о применении ККТ, утв. пост. Правительства РФ от 28.02.2022 № 272.

Важным (и очень болезненным) нормативным актом, предусматривающим ответственность за неприменение ККТ, является Кодекс РФ об административных правонарушениях, утв. от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Так, его статьей 14.5, посвященной ответственности в случаях неприменения ККТ, предусмотрены различные административные штрафы.

Ввиду сложности отдельных случаев, трактуемых контрольными органами как нарушения, для пользователей кассовой техники особое значение приобретают НПА, регулирующие правоприменительную практику законодательных норм, включая КоАП РФ. К ней относятся акты судебной власти, существующие в виде постановлений, решений, определений и иных документов, в т. ч. обязательных к применению как судами различных инстанций, так и госорганами, включая ФНС РФ. В качестве примера приведем положения п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ».

К отдельной группе НПА, разъясняющих условия ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники, но обязательных лишь для представителей ФНС, являются письма, рекомендации и отдельные указания этого ведомства по различным вопросам надзора в сфере ККТ. В качестве примера можно сослаться на Письмо ФНС РФ от 09.09.2022 № АБ-4-20/11978@ об особенностях назначения штрафа (или иной ответственности) за совершение нескольких административных правонарушений, выявленных при проведении одной проверки.

Кто обязан работать с контрольно-кассовой техникой

В соответствии с п. 1 и 2.1 ст. 1.2 закона № 54-ФЗ применять ККТ в своей деятельности обязаны любые организации и ИП даже в случаях зачета или возврата предоплаты покупателю. Причем обязанность ее применения связывается не только со своевременной выдачей кассового чека или БСО (бланка строгой отчетности), но и с большим количеством сопутствующих требований: от «правильной» модели фискального накопителя до наличия договора с сертифицированным оператором фискальных данных (ОФД) и регистрации ККТ в ФНС с помощью заявления формы КНД 1110061, которая выглядит приблизительно так:

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Тем не менее из каждого правила есть исключения. Например, легитимное неприменение ККТ разрешено при использовании организациями и ИП своих расчетных счетов, например, с помощью банковских платежных поручений (п. 9 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

ВАЖНО! Упомянутая выше ст. 2 Закона № 54-ФЗ запрещает неприменение ККТ при расчетах между организациями и ИП наличными деньгами или с помощью предъявленной корпоративной банковской карты!

Существует еще ряд случаев, особо оговоренных законом № 54-ФЗ, когда возможно легитимное неприменение контрольно-кассовой техники, например:

  • при продаже ценных бумаг;
  • в деятельности кредитных организаций;
  • при продаже питания учащимся образовательных организаций;
  • для некоторых ИП на патенте (при условии выдачи покупателю расчетного документа);
  • при осуществлении расчетов в отдаленных или труднодоступных местностях.
ВАЖНО!
В последнем случае необходимо учитывать требования, изложенные в пост. Правительства РФ от 15.03.2017 № 296, регулирующие правила выдачи расчетных документов без применения кассовой техники. При их нарушении предусмотрена ответственность как за неприменение ККТ!
Подробнее: кто может по закону работать без кассы

Ответственность за работу без ККТ

Как уже мной отмечено выше, за неприменение ККТ установлена административная ответственность. Обычно это наложение штрафа на организацию, ИП и должностное лицо, хотя допускается и предупреждение. Все зависит от вида правонарушения, установленного контролирующим органом. Например, штраф могут наложить не только за неприменение ККТ при расчетах, но и за:

  • применение техники либо неправильно зарегистрированной, либо не зарегистрированной в ИФНС;
  • невыдачу кассового чека покупателю (даже в случаях, когда он был отправлен, но не получен по вине продавца);
  • отсутствие информации и документов, затребованных ИФНС (или за просрочку их представления).

Размер административного штрафа варьируется в зависимости от категории правонарушителя. Например, штраф за неприменение кассовой техники (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ) налагается:

  • на должностное лицо (включая ИП) — от 1/4 до 1/2 суммы расчета, но не менее 10 000 руб.;
  • на юрлицо — от 3/4 до полного размера суммы расчета, но не менее 30 000 руб.
ВАЖНО! Для организаций, отнесенных к малым предприятиям и зарегистрированных на момент правонарушения в реестре субъектов МСП, действуют нормы ч. 2 и 3 ст. 4.1.2 КоАП РФ, которыми предусмотрено снижение размера санкций. Например, штраф за неприменение ККТ может составить от 3/8 до половины суммы расчета, но не менее 15 000 руб.

Как показывает мой опыт, для замены штрафа на предупреждение необходимо выполнение многих требований: основное — то, что правонарушение совершено впервые, дополнительные — по перечню ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, ч. 2 и 3 ст. 3.4 КоАП РФ с учетом особенностей, указанных в Письме ФНС РФ от 15.02.2022 № АБ-4-20/1791@.

Часто задаваемые вопросы про штрафы за неприменение ККТ

Вопрос: можно ли малому предприятию снизить размер штрафа за неприменение ККТ?
Ответ: в зависимости от условий, действующих на момент совершения правонарушения. Например, если организация на момент правонарушения зарегистрирована в Реестре субъектов малого предпринимательства, то штраф можно уменьшить до половины (см. выше).

Вопрос: разрешается ли снизить размер штрафа за неприменение кассовой техники тем, кто не относится к малому бизнесу?
Ответ: в зависимости от условий, действующих на момент совершения правонарушения. Например, если пользователь успел добровольно устранить нарушение (например, через кабинет ККТ) до вынесения ИФНС соответствующего постановления, то штраф можно уменьшить до 1/3 от его минимального размера (ч. 3.4 ст. 4.1 КоАП РФ).

С 1991 года – бессменный руководитель ООО «Фирма «ТОТ», одной из старейших консалтинговых компаний страны (учет, налогообложение, страхование, работа с персоналом и др.). С сентября 2022 года зарегистрирован в качестве налогоплательщика НПД.