Характеристика на ребенка для органов опеки: кто составляет и как выглядит

Важную роль в жизни несовершеннолетнего и его родителей (законных представителей) может сыграть орган опеки, принимающий решение, касающееся прав и обязанностей семьи. Для принятия такого решения требуется сбор различных документов, одним из которых является характеристика на ребенка. Разберем, кто и как составляет этот документ.

Содержание

В каких случаях составляется характеристика на ребенка для органов опеки

В случаях, когда органу опеки требуется принять решение либо дать заключение по требованию суду по одному из следующих вопросов:

  • лишение или ограничение родительских прав;
  • оценка исполнения опекуном (попечителем) его обязанностей;
  • определение места жительства ребенка с матерью или отцом;
  • изъятие несовершеннолетнего из семьи;
  • помещение его в специализированной детское учреждение;
  • усыновление (удочерение) и др.
Для информации: за что могут лишить родительских прав
ВАЖНО!
Характеризующий документ составляется педагогом, который работает с несовершеннолетним: воспитателем — для дошкольников, классным руководителем или иным учителем — для школьников.

Как выглядит характеристика на ребенка для органов опеки

Каких-либо нормативно утвержденных образцов, по которым составляется характеризующий документ на несовершеннолетнего, нет. Он составляется в свободной форме с указанием следующих данных:

  1. Наименование документа.
  2. Его номер (порядковый, исходящий), если такие присваиваются характеризующему материалу на воспитанников (учеников) в образовательном учреждении.
  3. ФИО несовершеннолетнего, его возраст (дата рождения).
  4. Информация о группе, которую посещает дошкольник, или классе, где учится ученик.
  5. Отношение к образовательному процессу: как относится, проявляет ли заинтересованность, какие успехи показывает, какие дисциплины вызывают затруднения.
  6. Участие в общественной жизни образовательного учреждения.
  7. Взаимоотношения с педагогами.
  8. Взаимоотношения со сверстниками.
  9. Как соблюдает дисциплину.

Учитывая, что органы опеки преимущественно решают вопросы по взаимоотношениям между ребенком и его родителями (законными представителями), этому необходимо уделить особое внимание, указав в характеристике:

  1. С кем проживает несовершеннолетний, какие отношения в семье, какое ее материальное положение.
  2. Как, по мнению педагога, исполняются родительские обязанности: опрятен ли ребенок, имеет ли все необходимое, как за ним осуществляют контроль и надзор.
  3. Какое влияние родители (законные представители) имеют на несовершеннолетнего, имеют ли они для него авторитет.
  4. Как родители (опекун, попечитель) взаимодействуют с педагогом, имеют ли с ним связь, интересуются ли успехами ребенка.
  5. Другая информация, которая, по мнению педагога, имеет значение.

Документ готовится на бланке образовательного учреждения, заверяется подписью составившего его педагога и директора (заведующего), скрепляется печатью.

Надо знать: ставится ли печать на характеристике
Некоторые родители, узнав о характеристике их ребенка, не согласны и интересуются у меня, как у адвоката, можно ли им оспорить такую характеристику. Я разъясняю, что такие документы — это субъективная оценка педагога и оспорить ее нельзя. При несогласии, целесообразно предоставить характеризующий материал от других педагогов. Например, из учреждений дополнительного образования, спортивных секций, где занимается несовершеннолетний.

Для использования в работе предлагаем вам воспользоваться нашими образцами.

Шаблоном:

Характеристика

ученика ____ класса (ФИО),

________ года рождения,

проживающего по адресу: ул. ___________, д. ___, кв. ___

(ФИО) обучается в МОУ СОШ №__ с __ класса 20___ г.

Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. Пропуски учебных занятий по неуважительным причинам отсутствуют. Режим дня соблюдает. На (имя ребенка) уроках неусидчив, часто отвлекается. Со стороны учителей требует постоянного внимания. При этом имеет хорошую зрительную память, умеет логически мыслить. Особый интерес проявляет к учебным предметам: физкультура, математика, литература. На уроках всегда проявляет активность.

(имя ребенка) принимает активное участие в организации классных и школьных мероприятий, любит трудиться. Мальчик подвижный, любит спортивные соревнования, выступает за честь класса, переживает за успехи товарищей.

В классе с учениками у (имя ребенка) сложились ровные, товарищеские отношения. К взрослым относится с уважением. К поручениям классного руководителя всегда относится ответственно.

Учителя отмечают активность (имя ребенка) на уроках. На замечания (имя ребенка) реагирует адекватно, старается исправиться. Всегда аккуратно и чисто одет, имеет всё необходимое для занятий в урочное и внеурочное время.

После смерти матери (имя ребенка) воспитывается опекуном — бабушкой (ФИО). Отношения в семье доверительные. Бабушка (имя ребенка) уделяет большое внимание воспитанию, всегда посещает родительские собрания, поддерживает постоянный контакт с классным руководителем, с учителями-предметниками. Семья проживает в благоустроенной квартире. У (имя ребенка) имеется свое рабочее место для подготовки к урокам.

Директор школы (ФИО)

Классный руководитель (ФИО)

И примером заполнения:

Читайте также: как составить характеристику на работника для опеки

Часто задаваемые вопросы по составлению характеристики на ребенка для органов опеки

Закончила Владимирский государственный университет в 2005 году. С 2011 года по настоящее время являюсь адвокатом.