Нужна ли онлайн-касса самозанятому

Режим самозанятости направлен на максимально простое ведение предпринимательской деятельности теми, кто зарегистрировался в качестве плательщика налога на профессиональный доход (НПД). Это касается и расчетов самозанятого с клиентами. Разберемся, нужна ли онлайн-касса самозанятому.

Содержание

Обязан ли самозанятый иметь кассу

Нет, не обязан. Как следует из положений п. 2.2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003, плательщики налога на профессиональный доход при ведении деятельности не применяют контрольно-кассовую технику.

Но в ряде случаев самозанятому придется использовать онлайн-кассу. Эта необходимость возникнет в следующих ситуациях:

  • общегодовой доход от самозанятости превысит 2,4 млн руб.;
  • прием на работу сотрудников по трудовому договору;
  • занятие видами деятельности, при которых не применяется НПД.

При возникновении таких случаев самозанятый снимается с учета как плательщик НПД самостоятельно либо автоматически налоговой инспекцией. Потребуется регистрация в качестве ИП либо учреждение ООО с приобретением ККТ.

Советуем прочитать: все о самозанятости

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какие покупки у физлиц требуют применения ККТ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Нужна ли касса самозанятому ИП

Некоторые индивидуальные предприниматели регистрируются в качестве плательщиков НПД, сохраняя статус ИП. Для них не установлено каких-либо ограничений, поэтому они, как и при самозанятости без статуса ИП, не обязаны применять при осуществлении предпринимательской деятельности онлайн-кассу.

Но некоторые ИП, регистрирующие самозанятость, имеют ККТ, которые применяли ранее.

Ко мне обратился клиент, который ранее вел предпринимательскую деятельность в качестве ИП и решил перейти на НПД. Он хотел проконсультироваться, что ему делать с имеющейся ККТ и нужно ли снимать ее с учета в ФНС. Т. к. ИП не исключал, что в будущем будет вести деятельность, не подпадающую под НПД, я разъяснила ему, что снимать ККТ с учета в ФНС не требуется. Это необходимо сделать в случае, если ИП захочет ее продать.

Что использует самозанятый вместо кассы

В силу положений п. 1 ст. 14 Федерального закона № 422-ФЗ от 27.11.2018, самозанятые обязаны выдавать клиентам чеки. Чеки формируются через приложение «Мой налог».

Может пригодиться: как оформить самозанятость через «Мой налог»
ВАЖНО!
Самозанятый выдает чек независимо от того, кто является его клиентом — физическое лицо, ИП или организация.

При формировании чека необходимо указать следующие данные:

  • основания выдачи (например, услуги самозанятого);
  • категорию плательщика (физическое лицо или организация);
  • данные плательщика (например, ИНН и наименование юрлица);
  • дату платежа;
  • сумму поступления.

После формирования чеку присваивается индивидуальный номер и QR-код. Информация о поступившем платеже поступает в ФНС, которая учитывает сумму в доход плательщика НПД.

Чек выдается сразу после оплаты товаров, работ или услуг наличными деньгами или электронными платежными средствами. К электронным платежным средствам относятся:

  • оплата банковской картой или через интернет-банк (например, Сбербанк Онлайн);
  • электронными кошельками (например, ЮМани);
  • с помощью платежных приложений (например, СамсунгПэй).

Сроки выдачи чека зависят от способов оплаты:

  • в момент расчета — при оплате наличными или электронными платежными средствами;
  • на позднее 9-го числа месяца, следующего за тем, в котором перечислены денежные средства, — при других формах безналичных расчетов.

После формирования чека самозанятый передает его клиенту одним из следующих способов:

  • распечатывает и передает на бумажном носителе;
  • отправляет в электронном виде;
  • предоставляет возможность считать QR-код.
Подробнее: как выглядит чек от самозанятого

Часто задаваемые вопросы

Закончила Владимирский государственный университет в 2005 году. С 2011 года по настоящее время являюсь адвокатом.