Охрана труда в медицинских учреждениях

Инструкции по охране труда для медицинских работников — это внутренние документы, в которых прописаны требования безопасности при выполнении служебных обязанностей в учреждениях системы здравоохранения. Их разрабатывают отдельно для каждой профессии, должности и выполняемых работ.

Содержание

Кто отвечает за охрану труда медработников

Выполнение профессиональных обязанностей медработниками связано с определенными сложностями и рисками, включая:

  • высокий уровень физической и психической нагрузки;
  • контакты с больными и их биоматериалами;
  • продолжительность рабочего дня дольше общепринятого стандарта в 8 часов;
  • высокие риски заражения инфекционными заболеваниями на рабочем месте;
  • воздействие биологических факторов, химических веществ и др.

Чтобы предотвратить серьезный вред здоровью работников, медучреждения обязаны организовать охрану труда (ОТ) по всем санитарным нормам. Обеспечение безопасных условий на рабочем месте, проведение инструктажа, разработка инструкций и иных документов по ОТ — эти и другие обязанности возложены на работодателя (ст. 212 Трудового кодекса РФ). За внедрение нормативной базы и соблюдение техники безопасности всеми сотрудниками отвечает лично руководитель медицинской организации.

ВАЖНО!
С 01.01.2021 при разработке документации директора клиник ориентируются на новые правила по охране труда в медицинских организациях, утвержденные приказом Минтруда РФ от 18.12.2020 № 928н.

Теперь эти требования обязаны выполнять все учреждения здравоохранения. В документе прописаны правила по конкретным специализациям работников поликлиник и больниц. В распоряжении Минтруда РФ четко указано, сколько разделов в правилах по охране труда в медицинских организациях, — всего 23, только три из них касаются общих требований к организации работ и территориям клиник. Остальные предназначены для сотрудников разных направлений деятельности:

  • в инфекционных отделениях;
  • операционных блоках;
  • для бригад скорой помощи;
  • для работников стоматологических кабинетов;
  • в отделениях психиатрии и наркологии;
  • в противотуберкулезных кабинетах;
  • в отделениях лучевой терапии;
  • при работе с кровью и биоматериалами и т. д.

Документы по охране труда медработников

Работодатель обязан составить инструкции по ОТ для профессий и видов деятельности, которые утверждены внутренними нормативными актами с учетом мнения профсоюзов (п. 2 раздела 1 правил, утв. приказом Минтруда № 928н).

Среди документов в области ОТ, которые требуется утвердить в медицинских учреждениях:

  • общее положение по ОТ по конкретной поликлинике;
  • положение об организации инструктажей по охране труда в учреждении здравоохранения;
  • отдельные положения для вводного, повторного, внепланового и остальных видов инструктажей;
  • инструкции по ОТ для разных профилей в клинике;
  • план проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах;
  • планы и журналы учета по снабжению сотрудников средствами индивидуальной защиты, инструментами, спецодеждой и т. д.

Разработка инструкций проводится на базе указанных выше правил, утвержденных приказом Минтруда № 928н. Унифицированной формы для составления инструкций в сфере здравоохранения в законе не предусмотрено. В инструкциях прописывают требования к безопасному выполнению служебных обязанностей: как обращаться с медицинской аппаратурой, рабочими инструментами, лекарственными препаратами, биоматериалами, химическими веществами и дезинфицирующими средствами и др.

Аналогично разрабатывают документацию по технике безопасности и охране труда в медицинском колледже, в котором будущие медики учатся соблюдать, в том числе, и правила ОТ по своему профилю.

Периодически документацию приходится обновлять в соответствии с законодательными изменениями или истечением срока действия. Например, инструкции по ОТ для медицинского персонала корректируют один раз в пять лет.

Вот как выглядит инструкция по ОТ для медицинской сестры:

Что должен обеспечить работодатель

При утверждении требований безопасности для медработников руководство клиник учитывает особенности работы персонала. Врачи и средний персонал ежедневно сталкиваются с опасными факторами на рабочем месте. Эти факторы указаны в правилах, утвержденных приказом Минтруда № 928н (п. 6 раздела 1):

  • физический (воздействие различных излучений, шум, инфразвук, ультразвук, аэрозоли, вибрация и др.);
  • биологический (споры, опасные микроорганизмы, являющиеся возбудителями инфекционных заболеваний);
  • химический (вредные вещества и смеси, оседающие на коже и поверхностях, в том числе антибиотики, гормоны, ферменты, получаемые химическим синтезом, дезинфицирующие средства и др.);
  • нагрузка на опорно-двигательный аппарат и другие системы организма;
  • нервно-эмоциональная нагрузка;
  • угроза жизни и здоровью медперсонала, связанная с возможным нападением неадекватных пациентов, их родственников и т. д.

Учитывая эти факторы, работодатель обязан обеспечить благоприятную атмосферу и снизить всевозможные риски. Основная задача руководства клиники — своевременно проводить инструктажи, обучать медиков технике безопасности, контролировать ее выполнение, выдавать спецодежду, обувь и другие средства индивидуальной защиты и т. д.

Строгие требования предъявляют и при медицинском обеспечении безопасных условий труда на ПОП (предприятиях общественного питания). Принимая на работу в такие организации медработников, руководство обязано проводить вводный инструктаж, затем, через определенный период, повторный. Обычно он проводится через полгода, а внеплановый — в любой момент, когда посчитает нужным руководитель, или при изменениях законодательства или технологической реорганизации.

ВАЖНО!
Если организация небольшая, то обязанность по проведению инструктажей возлагают на отдельных сотрудников. Если в больнице свыше 50 работников, то понадобится взять в штат конкретного специалиста или создать службу в этой сфере. А для более крупных медучреждений с большим количеством отделений придется организовать целый отдел по охране труда (ст. 217 ТК РФ).

Оценка условий труда

Среди задач, которые обязан обеспечить работодатель, — проведение специальной оценки условий труда (ст. 212 ТК РФ). Систему СОУТ сделали обязательной с 2014 г., когда вступил в силу Федеральный закон № 426 от 28.12.2013.

При проведении мероприятий СОУТ в медорганизациях учитывают специфику по охране труда в здравоохранении и ориентируются на конкретные нормативные акты в этой сфере. Среди них методика проведения СОУТ, утв. приказом Минтруда РФ № 33н от 24.01.2014; приказом Минтруда об утверждении особенностей проведения СОУТ для некоторых категорий медработников № 250н от 24.04.2015 и др.

Оценивают условия по специфике деятельности некоторых категорий врачей. Например, биологический фактор работы с патогенными микроорганизмами указывают не для всех медработников, а только для работающих с опасными бактериями. Исходя из этого, им устанавливают подкласс вредности.

Есть факторы, которые устанавливают не всем одинаково даже в одном отделении. Например, в стоматологии. Для обычных зубных врачей не указывают класс вредности. Он предусмотрен для тех, чья работа связана с повышенным уровнем шума более 80 дБ, например, для зубных техников.

Ответственность за нарушение правил ОТ

Нарушителям требований по охране труда в медицине грозит ответственность: от административной — для организации и должностных лиц, до уголовной — для руководителей (по ст. 143 УК РФ).

Если медклиника не соблюдает требования ОТ, то ей грозят штрафы по ст. 5.27.1 КоАП РФ:

  • за нарушение государственных нормативных требований: до 5000 руб. — для руководителей и до 80 000 руб. — для организации (ч. 1);
  • за нарушение порядка проведения СОУТ на рабочих местах: до 10 000 руб. — для руководителей и до 80 000 руб. — для организации (ч. 2);
  • за то, что допустили работника к работе без проведения обучения или обязательного медосмотра: до 25 000 руб. — для должностных лиц и до 130 000 руб. — для юридических лиц (ч. 3);
  • за то, что сотрудник работал без средств индивидуальной защиты: до 30 000 руб. — для руководителей и до 150 000 руб. — для юрлиц (ч. 4);
  • за повторное подобное нарушение: до 40 000 руб. или дисквалификация на срок до 3 лет — для руководителя и до 200 000 руб. — для организации (ч. 5).

Родилась 12.10.1978 г. в Молдавской ССР в Кишиневе. В 1986 г. поступила в русскую СШ № 34 им. Н. Островского. В 1996 г. окончила лицей-гимназию № 11. В 2001 г. закончила факультет журналистики в МолдГУ. С 2001 г. работаю по специальности в разных СМИ.