Как разработать положение о кадровом резерве
Рассказываем, как грамотно разработать положение о кадровом резерве бюджетной организации: какая структура должна быть у документа, какие разделы обязательно нужно включить. Образец прилагается.
Успешная организация, планирующая освоение новых рынков, повышение доли рынка, продвижение новых товаров или услуг осознает, что ее основной капитал — сотрудники, а наличие подготовленного персонала — это инвестиция в будущее развитие.
Успешная работа в данном направлении возможна при наличии четко выстроенной стратегии развития организации, куда включена и система работы с персоналом.
Одним из основополагающих документов, определяющих развитие персонала, является положение о кадровом резерве на предприятии. Расскажем в статье о структуре документа, а также о разделах, которые рекомендуются к включению в содержание документа.
Зачем нужно положение о кадровом резерве
В любой организации в силу различных причин образовываются вакансии, и задачей HR-службы организации является своевременное их заполнение.
Решая данную задачу, специалист по персоналу может пойти двумя путями:
- Заполнить образовавшиеся вакансии специалистами, найденными из внешних ресурсов.
- Подобрать специалистов из состава персонала учреждения.
Второй путь возможен при наличии в организации запаса специалистов, готовых занять должность.
Второй вариант ответа на поставленный вопрос предполагает формирование в компании квалифицированного запаса сотрудников. Положение, структуру формирования которого приведем далее, поможет HR-специалисту разработать документ с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.
Образец положения о кадровом резерве предприятия
Пример положения о кадровом резерве
Положение о работе с кадровым резервом является ключевым документом, который применяется при его формировании и работе с персоналом по этому направлению.
Документ отражает целый ряд вопросов организации работы компании. Пример положения, структуру которого рассмотрим далее, включает такие направления деятельности, как порядок формирования, обновления, включения и исключения, подготовку персонала.
Рассмотрим основные разделы, рекомендуемые к включению в документ:
1. Общие положения.
Раздел описывает имеющиеся цели и задачи формирования, к примеру:
- преемственность при управлении учреждением;
- заполнение образующихся вакансий в короткие сроки;
- оптимальное использование потенциала работников;
- карьерный рост;
- улучшение качества управления.
Задачи могут состоять в следующем:
- выявление сотрудников с высоким потенциалом;
- планирование развития карьеры;
- сокращение периода адаптации новичков в должности;
- создание системы развития претендентов на базе разработанных планов индивидуального развития;
- повышение лояльности сотрудников;
- недопущение потери перспективных работников.
2. Структура.
Данный раздел описывает состав резерва, который может состоять из различных групп должностей:
- топ-менеджмент;
- руководители среднего звена;
- специалисты.
Структура также определяет группы готовности к замещению должностей:
- немедленно;
- через год.
3. Порядок и условия включения в кадровый резерв.
Раздел включает разъяснение процедур формирования, а также устанавливает, каким образом учитываются результаты оценки кандидатов, их аттестации, описывает показатели, по которым зачисляются кандидаты. Отбирая сотрудников для включения, нужно принимать к сведению не только общие требования к должностям, но и конкретные профессиональные, а также личностные их характеристики.
4. Порядок работы конкурсной комиссии по формированию и организации подготовки кадрового резерва.
Раздел устанавливает не только цели и задачи, но и состав, полномочия, алгоритм принятия решения.
Целями комиссии могут быть:
- содействие своевременному формированию;
- объективность при принятии решений.
Задачи:
- обеспечить формирование;
- сформировать в строгом соответствии с технологией работы по его созданию.
В данной части устанавливаются принципы формирования состава комиссии, определяется ее председатель.
Полномочия комиссии также включены в эту часть и могут выразиться в следующих рекомендациях:
- зачислить;
- рекомендовать дополнительное обучение;
- исключить из кандидатов для вступления.
Раздел описывает процедуру принятия решения, устанавливает правила голосования, а также процедуру принятия окончательного решения.
5. Оценка кандидатов для включения в кадровый резерв.
Оценка претендентов проводится конкурсной комиссией.
Основаниями для оценки могут быть:
- характеристика руководителя, у которого сотрудник работает;
- представление руководителя, возглавляющего подразделение, из перечня должностей которого формируется запас;
- оценочный лист сотрудника;
- данные о его самооценке.
6. Подготовка (обучение) кадрового резерва.
Раздел Положения устанавливает правила работы по подготовке и обучению резервистов. Определяет виды обучающих программ, сроки учебы, ее бюджет, устанавливает параметры оценки результатов обучения.
Можно установить следующие виды программ:
- теоретическая, содержащая общую часть;
- специальная;
- индивидуальная.
Сроки обучения могут быть различными.
7. Оценка работников, состоящих в кадровом резерве.
Оценка сотрудников проводится по окончании их обучения по показателям выполнения плана обучения, плана развития.
8. Исключение из кадрового резерва.
Раздел Положения описывает случаи исключения, которые могут быть следующими:
- назначение на должность в порядке карьерного роста;
- решение о несоответствии должности, принятое по результатам аттестации;
- сокращение должности, на замещение которой сотрудник претендовал;
- личное заявление;
- увольнение с работы.
В этой же части предусматривается издание распорядительного документа организации, которым работник исключается из состава, а также порядок уведомления лица об исключении.
9. Назначение на должность.
Раздел Положения предусматривает алгоритм назначения на должность. Может содержать оценку его непосредственного руководителя, наставника, курирующего обучение и развитие, оценку предполагаемого в будущем руководителя.
По результатам анализа вышеуказанных составляющих сотрудник:
- назначается на должность при успешности достигнутых показателей;
- получает отказ в назначении (в этом случае возможна замена кандидата на должность или рекомендация продлить срок подготовки).
10. Заключительное положение.
Заключительная часть содержит информацию, к примеру, о гласности и открытости рассмотрения вопросов включения, о графике приема кандидатов по вопросам включения, о расходах, связанных с мероприятиями по организации работы.
Положение о кадровом резерве на муниципальной службе
Такие документы, например положение о кадровом резерве судей или других государственных органов, имеют отличительную черту. Порядок формирования как в органах государственной власти, так и в муниципальных органах установлен действующим законодательством. Так, законом о муниципальной службе № 25-ФЗ от 02.03.2007 предусмотрена необходимость создания кадрового резерва для замещения должностей муниципальной службы. Документ утверждается муниципальным правовым актом. Навыки, которые требуется иметь, определяются потребностями конкретного муниципального органа.