Как организована работа с молодыми специалистами в сфере образования

Сократить дефицит кадров в сфере образования помогает работа с молодыми специалистами. Я расскажу о наиболее эффективных способах вовлечения выпускников в профессиональную образовательную деятельность.

Содержание

Кто отвечает за работу с молодыми специалистами в сфере образования

Отвечает за работу с начинающими кадрами в сфере образования заместитель директора по методической работе. Он назначается приказом директора учреждения и одновременно является руководителем «Школы молодого специалиста».

В приказе о назначении ответственного за взаимодействие с молодыми специалистами указываются его основные обязанности, в числе которых:

  • знакомство (представление) начинающего сотрудника с педагогами учреждения образования, встреча с закрепленным за ним наставником;
  • организация необходимого рабочего пространства, условий для совместной деятельности молодого педагога и наставника;
  • личное присутствие на уроках и во время внеурочной деятельности, проводимых молодым специалистом самостоятельно или совместно с наставником;
  • регулярное общение с наставниками: обучение их современным методам введения в должность, практическая помощь в вовлечении молодых специалистов в практическую деятельность, обсуждение результатов (или их отсутствие) и последующая корректировка траектории развития и т.д.;
  • тиражирование положительного опыта наставничества в образовательной организации, распространение наиболее эффективных форм взаимодействия выпускника и наставника;
  • стимулирование наставничества, в том числе разработка мер поощрения активных наставников, формирование культуры наставничества.

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Назначенный зам. директора утверждает индивидуальный план введения молодого педагога в профессию, механизм его сопровождения и становления, участвует во взаимодействии выпускника и наставника, контролирует этот процесс, оценивает результаты деятельности молодого специалиста и наставника.

По этой теме: какие существуют программы поддержки молодых специалистов

ВАЖНО!
В условиях существующего дефицита кадров работа с молодыми педагогами организуется ответственными работниками до их выпуска из учреждения высшего образования.

Методы работы с молодыми специалистами в сфере образования

Методы взаимодействия с молодыми специалистами разрабатываются в каждой образовательной организации самостоятельно в зависимости от специфики деятельности на основе Методических рекомендаций (совместное Письмо Минпросвещения и Профсоюза работников образования от 21.12.2021).

Наиболее часто встречаются следующие методы:

Метод

Характеристика

Наставничество

Предполагает передачу социального и профессионального опыта от опытного педагога молодому специалисту. Наставник помогает молодому педагогу понять корпоративную культуру и технологию работы

Деловые и ролевые игры

Они развивают деловую коммуникацию, личное лидерство, способность принимать решения

Участие в методических мероприятиях

Предполагает активное вовлечение молодого педагога в творческие группы, в том числе посредством участия в заседаниях «Школы молодого педагога» вместе с наставником

Участие в конкурсном движении

Соревновательный момент призван стимулировать саморазвитие и самостоятельное формирование профессиональной карьеры

Посещение мероприятий, проводимых коллегами

Позволяет молодому педагогу чувствовать себя увереннее, выработать навык коммуникации с коллегами, детьми и их родителями

Организация самостоятельной проектной деятельности

Молодые специалисты разрабатывают дидактические материалы, сценарии уроков или занятий, а затем защищают творческие работы

Оценка достижений начинающего педагога

Наставники и учителя-предметники посещают уроки и занятия начинающих педагогов, определяют основные проблемы и пути их решения

ВАЖНО!
Все мероприятия с молодыми специалистами необходимо завершать обратной связью. Многолетняя практика обратной связи подтверждает положительный эффект для понимания молодыми сотрудниками профессиональных и личных целей и точек роста.

Лично мне не приходилось работать в кадровых службах системы образования, но работа с молодыми специалистами проводится не только в образовательных учреждениях. Могу сказать, что эффективность работы и закрепляемость выпускников на рабочем месте повышаются примерно на 20 %, если в организации развита система наставничества. Если молодой специалист чувствует поддержку и заинтересованность старших товарищей в его развитии, то его ответственность за результаты своего труда повышается в несколько раз.

По этой теме: методы привлечения и закрепления молодых специалистов в организации

Как работа с молодыми специалистами в школе реализуется на практике

На практике работа с молодыми специалистами в школе реализуется через систему наставничества. Институт наставничества (который активно возрождается в последние несколько лет) предполагает не только передачу знаний от опытных педагогов начинающим специалистам, но и (что самое важное) формирование у юных педагогов необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности.

В арсенале опытных педагогов-наставников имеется много форм и методов занятий с начинающими педагогами для использования на практике. Каждая школа старается внедрить эксклюзивные практики на основе зарубежного опыта, предварительно адаптировав их под российские стандарты.

Например, распространенная модель Tell-Show-Do (Tell — расскажи, Show — покажи, Do — сделай).

Наставник формулирует цель обучения, то есть некий навык или умение, которым выпускник овладеет после прохождения модели:

  1. Расскажи (Tell). Наставник объясняет задание, метод, прием, педагогическую технологию или др., разбивает задание на этапы (шаги). Юный педагог старается своими словами изложить предстоящий путь получения навыка.
  2. Покажи (Show). Наставник демонстрирует на практике, как применить полученную информацию, комментирует, какой шаг он выполняет, какие приемы (методы) применяет.
  3. Сделай (Do). Начинающий педагог сам выполняет задание, применяет увиденные методы и приемы обучения. Наставник следит за исполнением, просит повторить тот или иной шаг, если считает его не очень удачным.

Завершением практической работы наставника с молодым педагогом считаются успешное привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в учреждении образования.

Часто задаваемые вопросы по теме

В 1998 году закончила Академию внешней торговли по направлению "Экономика". Второе высшее образование с сфере управления персоналом получила в 2002 году. С тех пор работаю в сфере занятости и трудовых отношений.