Как организована работа с молодыми специалистами в сфере образования
Сократить дефицит кадров в сфере образования помогает работа с молодыми специалистами. Я расскажу о наиболее эффективных способах вовлечения выпускников в профессиональную образовательную деятельность.
Кто отвечает за работу с молодыми специалистами в сфере образования
Отвечает за работу с начинающими кадрами в сфере образования заместитель директора по методической работе. Он назначается приказом директора учреждения и одновременно является руководителем «Школы молодого специалиста».
В приказе о назначении ответственного за взаимодействие с молодыми специалистами указываются его основные обязанности, в числе которых:
- знакомство (представление) начинающего сотрудника с педагогами учреждения образования, встреча с закрепленным за ним наставником;
- организация необходимого рабочего пространства, условий для совместной деятельности молодого педагога и наставника;
- личное присутствие на уроках и во время внеурочной деятельности, проводимых молодым специалистом самостоятельно или совместно с наставником;
- регулярное общение с наставниками: обучение их современным методам введения в должность, практическая помощь в вовлечении молодых специалистов в практическую деятельность, обсуждение результатов (или их отсутствие) и последующая корректировка траектории развития и т.д.;
- тиражирование положительного опыта наставничества в образовательной организации, распространение наиболее эффективных форм взаимодействия выпускника и наставника;
- стимулирование наставничества, в том числе разработка мер поощрения активных наставников, формирование культуры наставничества.
Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно
Назначенный зам. директора утверждает индивидуальный план введения молодого педагога в профессию, механизм его сопровождения и становления, участвует во взаимодействии выпускника и наставника, контролирует этот процесс, оценивает результаты деятельности молодого специалиста и наставника.
По этой теме: какие существуют программы поддержки молодых специалистов
Методы работы с молодыми специалистами в сфере образования
Методы взаимодействия с молодыми специалистами разрабатываются в каждой образовательной организации самостоятельно в зависимости от специфики деятельности на основе Методических рекомендаций (совместное Письмо Минпросвещения и Профсоюза работников образования от 21.12.2021).
Наиболее часто встречаются следующие методы:
Метод |
Характеристика |
---|---|
Наставничество |
Предполагает передачу социального и профессионального опыта от опытного педагога молодому специалисту. Наставник помогает молодому педагогу понять корпоративную культуру и технологию работы |
Деловые и ролевые игры |
Они развивают деловую коммуникацию, личное лидерство, способность принимать решения |
Участие в методических мероприятиях |
Предполагает активное вовлечение молодого педагога в творческие группы, в том числе посредством участия в заседаниях «Школы молодого педагога» вместе с наставником |
Участие в конкурсном движении |
Соревновательный момент призван стимулировать саморазвитие и самостоятельное формирование профессиональной карьеры |
Посещение мероприятий, проводимых коллегами |
Позволяет молодому педагогу чувствовать себя увереннее, выработать навык коммуникации с коллегами, детьми и их родителями |
Организация самостоятельной проектной деятельности |
Молодые специалисты разрабатывают дидактические материалы, сценарии уроков или занятий, а затем защищают творческие работы |
Оценка достижений начинающего педагога |
Наставники и учителя-предметники посещают уроки и занятия начинающих педагогов, определяют основные проблемы и пути их решения |
Лично мне не приходилось работать в кадровых службах системы образования, но работа с молодыми специалистами проводится не только в образовательных учреждениях. Могу сказать, что эффективность работы и закрепляемость выпускников на рабочем месте повышаются примерно на 20 %, если в организации развита система наставничества. Если молодой специалист чувствует поддержку и заинтересованность старших товарищей в его развитии, то его ответственность за результаты своего труда повышается в несколько раз.
По этой теме: методы привлечения и закрепления молодых специалистов в организации
Как работа с молодыми специалистами в школе реализуется на практике
На практике работа с молодыми специалистами в школе реализуется через систему наставничества. Институт наставничества (который активно возрождается в последние несколько лет) предполагает не только передачу знаний от опытных педагогов начинающим специалистам, но и (что самое важное) формирование у юных педагогов необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности.
В арсенале опытных педагогов-наставников имеется много форм и методов занятий с начинающими педагогами для использования на практике. Каждая школа старается внедрить эксклюзивные практики на основе зарубежного опыта, предварительно адаптировав их под российские стандарты.
Например, распространенная модель Tell-Show-Do (Tell — расскажи, Show — покажи, Do — сделай).
Наставник формулирует цель обучения, то есть некий навык или умение, которым выпускник овладеет после прохождения модели:
- Расскажи (Tell). Наставник объясняет задание, метод, прием, педагогическую технологию или др., разбивает задание на этапы (шаги). Юный педагог старается своими словами изложить предстоящий путь получения навыка.
- Покажи (Show). Наставник демонстрирует на практике, как применить полученную информацию, комментирует, какой шаг он выполняет, какие приемы (методы) применяет.
- Сделай (Do). Начинающий педагог сам выполняет задание, применяет увиденные методы и приемы обучения. Наставник следит за исполнением, просит повторить тот или иной шаг, если считает его не очень удачным.
Завершением практической работы наставника с молодым педагогом считаются успешное привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в учреждении образования.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какие доплаты предоставляются молодым специалистам работодателем. Используйте эти инструкции бесплатно.
Часто задаваемые вопросы по теме
-
На кого возложена ответственность за работу с молодыми специалистами?
В большинстве образовательных организаций обязанность по организации работы с молодыми специалистами возлагается на заместителя директора по методической работе.
-
Существует ли нормативный документ, утверждающий методы работы с молодыми специалистами?
Нормативно закрепленных методов работы с молодыми специалистами не существует. В каждой образовательной организации разрабатываются и утверждаются собственные методы.
-
Полагается ли доплата наставникам?
Доплата наставникам регламентируется внутренним документом образовательной организации (обычно это положение о наставничестве).