Инструкция: как составить производственную характеристику для МСЭ

Производственная характеристика для МСЭ — это документ, содержащий сведения об условиях и особенностях труда гражданина, направляемого на освидетельствование. Предоставляет ее работодатель. Необходимо внимательно отнестись к составлению такой бумаги, т. к. во многом от нее зависит, вернется ли работник к трудовой деятельности.

Содержание

Кому и для каких целей понадобится документ

Производственная характеристика на работника представляет собой описание обязанностей и рабочего места. Она содержит информацию:

  • об особенностях трудового процесса;
  • вредных факторах на рабочем месте;
  • способности работника справляться с обязанностями;
  • количестве и продолжительности больничных;
  • заработной плате.

Документ оформляется работодателем по запросу работника (бывшего работника), не имеет значения, действует ли заключенный с ним трудовой договор или уже расторгнут. Сроки предоставления регламентированы ТК РФ и составляют 3 рабочих дня с даты обращения.

В большинстве случаев работникам требуется производственная характеристика для лиц, направленных в бюро МСЭ на освидетельствование с целью установления инвалидности и составления ИПРА. Реже встречаются и другие ситуации, в которых необходим такой документ:

  • при расследовании несчастного случая;
  • при диагностике профзаболеваний;
  • при направлении на лечение в профилакторий.

Как оформить производственную характеристику в МСЭ

На сегодняшний день ни порядок заполнения, ни форма такой справки законодательством не установлены. Однако это не означает, что составлять ее разрешается как угодно. Некоторые правила все же придется соблюдать:

  • документ оформляется на фирменном бланке организации или на бланке, предоставленном бюро МСЭ или другим органом, запрашивающим его;
  • сведения вносятся с использованием ПЭВМ или вписываются от руки, разборчиво, без помарок и исправлений;
  • в документе обязательно отражают информацию:
    • о работодателе (наименование, реквизиты);
    • работнике (Ф.И.О., должность, стаж работы);
    • особенностях работы;
    • условиях труда (режим работы, тяжесть, напряженность, наличие вредных факторов и пр.);
    • наличии льгот у работника (сокращенное рабочее время, особые условия);
    • возможности перевода на более легкий труд;
    • наличии и продолжительности больничных;
    • заработной плате.
ВАЖНО!
При заполнении граф важно учесть особенности конкретной профессии и рабочего места, а не предприятия в целом. Иначе получится так, что производственные характеристики на бухгалтера и на дворника окажутся одинаковыми, что не соответствует реальности и немало затруднит работу экспертов МСЭ.

Составляет характеристику обычно инспектор ОК при участии специалиста по охране труда и бухгалтера (главного бухгалтера). Иногда это доверяют и самому работнику, которому требуется такая бумага. Но ответственность за достоверность указанных данных всегда несет руководитель организации, чья подпись обязательна. Всего документ заверяется не менее чем двумя лицами из числа принимавших участие в его составлении.

Пошаговая инструкция, как заполнить производственную характеристику для инвалидности в бюро МСЭ:

Шаг 1. Определяемся с формой документа. На практике удобно использовать бланк подобного вида:

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Фамилия, имя, отчество гражданина, направляемого на медико-социальную экспертизу (далее — гражданин):

________________________________________________________________

2. Наименование и адрес организации, в которой работает гражданин:

_________________________________________________________________

3. Цех, отделение:__________________________________________________

4. Форма организации труда (индивидуальная, конвейерная, бригадная, на дому и т. д., указать):

___________________________________________

5. Кем работает на момент направления на медико-социальную экспертизу:

__________________________________________________________________

(указать должность, профессию, специальность, квалификацию и стаж работы по указанной должности, профессии, специальности, квалификации;

в отношении неработающих граждан сделать запись «не работает»)

6. Основная профессия (специальность):________________________________

7. Квалификация по основной профессии (класс, разряд, категория, звание):____________________

8. Смежные профессии и специальности:_________________________________________________

9. Факторы условий труда:______________________________________________________________

9.1. Режим труда (длительность рабочего дня, наличие перерывов, сменность, темп работы):________________________

9.2. Условия труда (работа в цехе, на улице, проф. вредность, условия микроклимата, подробно описать):______________

9.3. Рабочее место (стационарное, нестационарное, прочие, указать):____________________________________________

9.4. Рабочая поза (свободная, фиксированная преимущественно стоя, сидя, переменная, указать):____________________

9.5. Категория тяжести выполняемых работ:__________________________________________________________________

9.6. Физическая тяжесть труда

(максимальная масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную; суммарная масса грузов в течение часа каждого часа смены,

с рабочей поверхности, с пола; наклоны корпуса; перемещение в пространстве): ___________________________________

10. Напряженность труда:______________________________________________

10.1. Эмоциональная нагрузка (степень ответственности, значимость ошибки, степень риска за безопасность других лиц, прочие, указать):

____________________________________________________________________

10.2. Интеллектуальная нагрузка (содержание работы, степень сложности заданий):

____________________________________________________________________

10.3. Сенсорная нагрузка (длительность сосредоточенного наблюдения (в процентах от времени смены),

нагрузка на зрительный и слуховой анализатор, монотонность нагрузки):

___________________________________________________________________

11. Краткое описание выполняемой работы (основные производственные операции):

___________________________________________________________________

12. Пользуется ли облегченными условиями труда (сокращенный рабочий день или неделя, уменьшен ли объем работы,

наличие перерывов в работе, специальные приспособления, если нет, то могут ли они быть предоставлены, указать, какие):

___________________________________________________________________

13.Имеется ли возможность перевода на другую работу (какую; возможность переквалификации, переобучения):

___________________________________________________________________

14. Производительность труда (справляется, не справляется, норму выполняет, не выполняет):

___________________________________________________________________

15. Система оплаты труда (ставка, сдельная, почасовая, прогрессивно-премиальная):

___________________________________________________________________

16. Заработок за последние 12 месяцев по каждому в отдельности:

___________________________________________________________________

17. Количество и продолжительность случаев временной нетрудоспособности за последние 12 месяцев:

___________________________________________________________________

Руководитель ____________________

Главный бухгалтер ____________________

Специалист по кадрам ____________________

Дата ______________

Шаг 2. Вносим всю необходимую информацию. Не запутаться, куда какие данные вписывать, и где их брать, поможет таблица.

Номер графы Описание Источник информации
1 Личные данные работника Паспорт, СНИЛС, иные личные документы
2 Данные работодателя Выписка из ЕГРЮЛ
3 Структурное подразделение, в котором работает сотрудник Приказ о приеме на работу, трудовой договор
4 Форма организации труда для производственной характеристики: индивидуальная либо коллективная Трудовой договор, ЛНА организации
5-8 Сведения о профессии и квалификации работника Документы об образовании, приказы о приеме на работу, присвоении разряда (категории)
9-10 Режим работы, условия труда ПВТР, карта СОУТ
11 Описание работы ТД, должностная инструкция
12 Информация о наличии особых условий ТД и дополнительные соглашения к нему
13 Информация о возможности перевода Карты СОУТ, штатная расстановка
14 Сведение о выполнении норм труда Материалы, фотографии рабочего дня и иные наблюдения
15-17 Сведения о системе оплаты труда, заработке работника, наличии больничных ЛНА по оплате труда, лицевые счета, табели учета рабочего времени

Для примера — образец, как заполнить производственную характеристику для инвалидности для продавца:

Шаг 3. Подписываем готовый документ и отдаем работнику.

Аналогично составляется справка в бюро МСЭ для любой должности.

Иногда случается, что запрос об условиях труда делает работник, на чьем рабочем месте СОУТ еще не проводилась. Тогда при заполнении соответствующих граф удобно ориентироваться на «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса» Р 2.2.2006-05. Хотя рекомендованные в нем измерения проводятся только специализированными лицензируемыми организациями, общее представление об оптимальных условиях труда оно поможет составить. А затем уже не составит труда оценить, насколько соответствует ему фактическое положение дел.

Вот пример характеристики, составленной без учета СОУТ:

Образование высшее экономическое + переподготовка " Специалист по кадрам" , " Менеджер по управлению персоналом" . Опыт работы - 10 лет. Сфера интересов - миграционный учет, кадровый учет