Что такое коэффициент рентабельности продаж
В финанализе есть особая группа показателей, которые оценивают эффективность активов и их формирования. Один из них — коэффициент прибыли от продаж. Его рассчитывают не только управленцы, но и налоговики.
Что такое рентабельность продаж
Это относительный показатель эффективности средств, которые вложили в оборот. Чтобы узнать рентабельность, финрезультат от продаж делят на себестоимость товаров, работ, услуг. В себестоимости обязательно учитывают коммерческие и управленческие расходы.
Для сведения: что такое себестоимость продукции
Что отражает коэффициент рентабельности продаж
Финспециалисты разъясняют, что показывает коэффициент рентабельности продаж — процент прибыли в выручке компании. Значение этого коэффициента важно не только для пользователей бухотчетности — акционеров организации, но и ее кредиторов. Они сравнивают показатель Крп с отраслевым и среднестатистическим значениями. Кроме того, Крп нужен и налоговикам, чтобы определить уровень налоговой нагрузки плательщика (Приказ ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007).
Для оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности в финанализе используют несколько показателей:
- прибыль/убыток (П/У) от продаж за период;
- прибыль/убыток до налогообложения за период;
- чистая прибыль/непокрытый убыток (ЧП/НУ) за период;
- рентабельность/убыточность.
Рентабельность иллюстрирует, насколько эффективно используются активы и источники их формирования.
К примеру, рентабельность проданных товаров отражает отношение прибыли или потерь от продаж к расходам на производство реализованной продукции, работ, услуг. Общая РП показывает отношение П/У от продаж к выручке. А чистая РП — отношение ЧП/НУ к выручке от продаж за определенный период.
Как рассчитать коэффициент рентабельности продаж
Прежде чем сравнить собственную РП со среднестатистической, сначала надо рассчитать коэффициент. Есть несколько вариантов расчета коэффициента рентабельности продаж, но чаще всего используют простую формулу и расчет по балансу. Источники информации для акционеров, кредиторов и налоговиков — это бухотчетность (Приказ Минфина № 66н от 02.07.2010):
- баланс;
- отчет о финрезультатах.
Подробнее: что такое рентабельность активов и как ее рассчитать
Простая формула РП:
РП = (ПП / СТ) x 100 %.
Показатели формулы:
- РП — рентабельность продаж;
- ПП — П/У от продаж;
- СТ — себестоимость продаж, в которой учли коммерческие и управленческие расходы.
Чтобы не искать значения для этой формулы в бухотчетности, воспользуйтесь другим способом расчета — по балансу. Сразу скажем, что суть его аналогична, просто в этой формуле все строки соответствуют показателям финотчетности.
Формула коэффициента рентабельности продаж по балансу выглядит так:
Строка 2110 в отчете о финрезультатах (себестоимость) — это сумма строк 2120, 2210 и 2220 этого же отчета.
Может пригодиться: как посчитать рентабельность деятельности
Какое значение для коэффициента рентабельности считают нормальным
Госорганы, в особенности ФНС, внимательно следят за показателями коэффициентов рентабельности — для оценки взаимосвязи финсостояния компании и формирования бюджета. Если по расчетам чистая РП больше нуля, то это положительная ситуация: текущее финансовое состояние организации стабильно. Если же РП отрицательна, то это говорит о неудовлетворительном финсостоянии и убыточности бизнеса.
Единого нормативного показателя по РП нет. Для каждой отрасли определяют условное значение, учитывая уровень конкуренции. Приведем некоторые из них:
Отрасль | РП, в % |
---|---|
Розничная торговля продуктами | 1–3 |
Розничная торговля бытовыми товарами | 3–5 |
Производство одежды и текстиля | 5–10 |
Производство автомобилей | 5–10 |
Строительство | 5–10 |
Сельское хозяйство | 15–20 |
Добыча полезных ископаемых | 20–25 |
Металлургия | 10–15 |
Фармацевтика | 15–20 |
Телекоммуникации | 15–20 |
Финсектор | 15–20 |
ИТ | 15–30 |
Есть еще один вариант проверки — посмотреть средний уровень РП по конкретному виду деятельности через калькулятор налоговой нагрузки ФНС.
А чтобы повысить уровень РП, надо внимательно проанализировать всю финансово-хозяйственную деятельность. И только потом определить, какой способ подходит вашей компании:
- Снизить себестоимость. К примеру, оптимизировать или удешевить производство, сократить расходы на рекламу, пересмотреть стоимость работ и услуг подрядчиков.
- Улучшить эффективность труда. Внедрить новые технологии для роста продуктивности персонала.
- Увеличить объем продаж. Варианты — увеличить производство, расширить ассортимент, улучшить качество, привлечь новых клиентов.
- Расширить географию. Продавать в другие регионы, начать экспорт за границу РФ.
- Поднять цены. Такая возможность есть у монополистов и компаний с сильной позицией на рынке.
- Снизить налоги. Снизить базу через амортизацию, перейти на спецрежим, зарегистрироваться в особой экономической зоне.
- Управлять запасами. Обновить стратегию закупок, снизить издержки на хранение.
Какие значения принимают за среднее
Средние показатели рассчитывают ежегодно на основании опубликованной в ГИРБО бухгалтерской и статистической отчетности. Значения рассчитаны вплоть до 2022 года, на момент публикации статьи показателей на 2023 год и позже — нет.
Размер компании | 2022 год | 2021 год | 2020 год |
---|---|---|---|
Микропредприятия | 0,003 | 0,014 | 0,016 |
Малые предприятия | 0,084 | 0,077 | 0,070 |
Средние предприятия | 0,087 | 0,077 | 0,071 |
Крупный бизнес | 0,200 | 0,130 | 0,095 |
Все компании | 0,178 | 0,114 | 0,088 |