Бесплатная электронная подпись для ИП: куда обращаться и как получить

Получение бесплатной подписи для ИП — не миф. Начиная с 1 июля 2021 года такая возможность существует. Разбираемся, где получить, какие документы предоставить, как использовать полученную ЭЦП.

Содержание

Может ли ИП получить ЭЦП бесплатно

С 1 июля 2021 года существует возможность получить квалифицированную электронную подпись для ИП бесплатно в налоговой. Удостоверяющим центром (УЦ), выдающим сертификаты ключей проверки ЭЦП, ФНС стала в силу абз. 3 пп. «г» п. 10 ст. 1 закона № 476-ФЗ от 27.12.2019, который внес эти изменения в закон об ЭЦП с 2021 года. ЭП выдается в любом УЦ ФНС на территории России независимо от места постановки на учет. Список налоговых инспекций, на территориях которых располагаются УЦ, размещен на сайте Федеральной налоговой службы России.

Кроме того, квалифицированный сертификат электронной подписи для ИП бесплатно получают через доверенных лиц УЦ ФНС:

  • ПАО «Сбербанк России» (Приказ ФНС России от 04.08.2021 № ЕД-7-24/717@);
  • Банк ВТБ (ПАО) (Приказ ФНС России от 25.10.2021 № ЕД-7-24/929@);
  • АО «Тинькофф Банк» (Приказ ФНС России от 30.09.2022 № ЕД-7-24/887@).

Полный список опубликован на сайте ФНС.

За государственной услугой по выпуску электронной подписи в УЦ ФНС обращаются только физические лица — индивидуальные предприниматели. Физическое лицо без этого статуса не получают ЭП в УЦ налоговой службы (ст. 17.2 Федерального закона № 63-ФЗ). Эти лица обращаются за ЭЦП в коммерческие УЦ.

ВАЖНО!
Да, выдача электронной подписи для ИП в налоговой бесплатна, но потребуется токен (защищенный носитель для ЭЦП), на него записывается ЭП, и средство криптозащиты на компьютере. Например, программа «КриптоПроCSP» и лицензия на нее. Носитель и средство криптозащиты налоговая не предоставляет, они покупаются отдельно.

Порядок получения бесплатной ЭЦП для ИП

В соответствии с регламентом пользования услугами УЦ ФНС, установленным Приказом ФНС России от 05.07.2021 № ЕД-7-24/636@, чтобы сделать электронную подпись для ИП бесплатно, необходимо:

1. Подать заявление в УЦ налоговой.

Заявление на выдачу ЭЦП содержит сведения о заявителе и согласие на изготовление подписи (форма утв. приложением А регламента). Заявление оформляется на бумаге или в электронном виде. Документ на бумаге заполняется пастой синего или черного цвета и подписывается лично ИП, без использования факсимиле (п. 5.2.2 регламента). Удобно создать заявление через личный кабинет ИП в разделе «Заявление на получение КЭП» и распечатать. Возможна подача заявления онлайн через личный кабинет налогоплательщика — физического лица.

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

2. Подготовить документы.

Для получения КЭП с собой необходимо взять оригиналы следующих документов (п. 4.1.2 регламента):

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • СНИЛС;
  • ИНН индивидуального предпринимателя. Хотя, на практике, ИНН налоговая не требует, проверяя наличие статуса самостоятельно.

3. Получить ЭЦП.

С заявлением, токеном и документами необходимо прийти в налоговую инспекцию. В крупных городах рекомендуется заранее записаться на прием через онлайн-запись в специальном разделе на сайте ФНС.

Изготовление ЭП обычно занимает 15 минут, но допускается увеличение срока изготовления до 5 рабочих дней (п. 5.2.7 регламента). Срок действия КЭП составляет 15 месяцев.

Может пригодиться: как отозвать электронную подпись

Где можно использовать бесплатную ЭЦП для ИП

УЦ налоговой службы выдает квалифицированную подпись — самый надежный вид подписи, она приравнивается к личной подписи, сделанной рукой. Такая подпись используется очень широко: от удостоверения первички до подачи документов в государственные органы власти.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что ИП нужно знать об электронной подписи. Используйте эти инструкции бесплатно.

В таблице — примеры использования КЭП.

Вид документации

Примеры использования

Отчетность и документы в ИФНС

Налоговые декларации, расчеты, бухгалтерская отчетность, заявления, уведомления, доверенности, ответы на требования инспекции и др.

Отчетность в Социальный фонд и Росстат

ЕФС-1, статические отчеты, заявления, уведомления и др.

Документы, создаваемые в деятельности ИП

Первичка (акты, накладные и т. п.), счета-фактуры, договоры с контрагентами и другие документы сделки

Электронная документация в суды, судебным приставам, таможенным органам

Заявления, исковые заявления и т. п.

Участие в электронных торгах

Регистрация в ЕИС, аккредитация на площадках, проводящих торги, подача документов на участие

Читайте также:

С 2004 года консультирую компании по вопросам трудового законодательства, провожу лекции правовой тематики, работаю с крупными компаниям и госорганами, веду свой бизнес.