Ведение договоров на предприятии: порядок и организация
Используемый юридическими лицами порядок ведения и регистрации договоров в организации является итогом самостоятельного выбора. Если поставщиков и клиентов (покупателей) стало намного больше, то стоит задуматься о формализации этого важнейшего бизнес-процесса. Коротко об основных задачах и проблемах.
Работа с договорами и ее регламентация
Подготовка и сопровождение соглашений с контрагентами, наличие программы для учета договоров — важная и обязательная часть деятельности современной организации. Большое количество соглашений не позволяет руководителю читать документы и анализировать возможные риски. А рисков много:
- заключение невыгодной или убыточной сделки;
- подписание сделки ничтожной или оспариваемой;
- потеря документа;
- использование неэффективных и затратных внутрифирменных процедур заключения;
- отсутствие первичных документов внутри компании;
- неконтролируемое увеличение себестоимости как результат отсутствия лимитов по затратам/платежам и пр.
Законодательство никак не регламентирует порядок договорной работы в организациях. Государство наделяет юрлиц правом самостоятельно выбирать партнеров и обстоятельства взаимодействия. Гражданский кодекс дает определение понятия, перечисляет их виды, возникающие отношения, содержание оформляемых сделок, способы их удостоверения.
Построение внутренних процессов оформления договоренностей с контрагентами, способы регламентации договорной работы каждая организация определяет самостоятельно. Многие оформляют процедуры локальным нормативным актом в виде положения, регламента, инструкции и т.п.
Договорной процесс состоит из следующих основных этапов, определяющих структуру используемого варианта ЛНА:
- подготовка к подписанию — согласование существенных условий, проверка контрагента;
- оформление и подписание — заключение соглашения;
- исполнение — оплата, учет и контроль этапов.
Кто отвечает за договорную работу в организации
Работа с договорами — разновидность правовой деятельности:
- в ее основе — юридические нормы (законодательные и локальные);
- документ становится для сторон обязательным актом.
На способ организации работы с этой категорией документации и назначение ответственных влияет вид деятельности:
- предприятие-поставщик (продавец, исполнитель работ) размещает оформление и выполнение в отдел сбыта, в плановый, специализированный договорной;
- предприятие-заказчик (покупатель) — в службах, ответственных за снабжение, организацию строительства, ремонта и т.п.
Важный фактор используемого варианта управления договорным процессом — размер и структура организации, количество видов деятельности. От перечисленных факторов зависит степень централизации:
- при децентрализованном подходе исполнители ведут договоры самостоятельно;
- централизованный предполагает наличие отдельного подразделения.
Для выбранного варианта готовятся корпоративные ЛНА, подбираются юристы, распределяются обязанности. Ответственные лица определяются и утверждаются решением руководителя.
Как организовать процедуру заключения договоров
Единый подход, использующий разумную регламентацию процедур ведения договорной работы, позволяет компании снизить риск ошибок. Наличие системы делает несущественным, кто работает с договором: пошаговая инструкция делит зоны ответственности и обеспечивает юридический, производственный и финансовый контроль всей процедуры от начала и до конца.
Основные правила
Что следует предусмотреть:
- согласование текста договора и его положений специалистами ключевых для данного вида сделки подразделений;
- координация действий руководства и сотрудников на этапах движения соглашения;
- контроль процесса одним ответственным исполнителем.
Классификация этапов не универсальна: используемая организацией группировка индивидуальна и адаптируется к специфике перечня контрагентов и возможностям внутренней структуры. Общие правила на практике фиксируются документально следующими способами:
- В документе едином, общем для всех договоров организации.
- Несколькими актами, связанными между собой локальными актами.
- Документами, регламентирующими отдельные этапы: порядок проверки контрагентов, положение о подготовке соглашений, положение о претензионно-исковой работе и др.
Положение и его структура
Для подготовки четкого регламента процедур заключения договоров в организации и их сопровождения необходимо описать задачи, решаемые сотрудниками на каждом этапе. Только предприятие понимает специфику своих процессов и внутренних должностных коммуникаций — обобщенный пример в таблице.
Разрабатываемый локальный акт зафиксирует эффективный и понятный механизм взаимодействия руководства, специалистов и отделов, определит, кто заключает договоры в организации, учтет специфику бизнес-процессов. Составляют его обычно сотрудники юридического отдела, знающие:
- гражданское право и трудовое законодательство;
- особенности сделок;
- принципы проверки надежности контрагентов.
В небольших компаниях составлением регламента занимаются руководители, отдел продаж, кадровая служба и т. д.
На практике регламенты (положения) имеют похожую структуру и состоят из следующих основных разделов.
В качестве примера — отрывок обсуждаемого документа, содержащий описание порядка применяемого контроля.
СЭД для учета и ведения договоров
В небольших организациях учет и хранение документов ведет отдел делопроизводства. От него зависит:
- систематизация и организация быстрого доступа к необходимым контрактам по запросу сотрудников;
- сохранность документации.
Главная задача отдела — разработка единого порядка заключения договоров в организации, согласования, подписания, регистрации и хранения.
Крупные компании с большим массивом контрагентов понимают, что договорная деятельность является основным рычагом эффективного использования финансовых ресурсов. Отсутствие автоматизированной программы для ведения договоров, процессов их согласования и ведения затрудняет:
- операционную деятельность;
- работу с корпоративной информацией;
- усложняет отчетность перед фискальными органами.
Крупный, средний и малый бизнес, государственные структуры внедряют системы электронного документооборота (СЭД) для работы с договорами в организации, построения эффективного механизма управления:
- разрабатывают их самостоятельно;
- заказывают «индивидуальные» корпоративные решения;
- покупают готовые программные комплексы.
Собственные программы для регистрации договоров и их сопровождения, а также предлагаемые на рынке создаются с учетом или сравниваются между собой по доступности и качеству следующих параметров.
Многие СЭД, предлагаемые разработчиками, теперь используют роботизированные технологии: они кратно увеличивают производительность программ.
Хорошие программные комплексы стоят немало — для экономии средств МСП имеет смысл поискать бесплатные программы для учета заключения договоров, не имеющие сложностей с установкой. Они есть на рынке и имеют компетентную поддержку пользователей.