Бухгалтерский учет в строительстве
Контракт на строительство всегда затрагивает две стороны: фирму заказчика и исполнителя, то есть подрядчика. В статье рассмотрим особенности ведения бухучета при выполнении строительных работ.
Бухгалтерский учет в строительстве
Возведение зданий или сооружений имеет колоссальные отличия от других видов деятельности не только в этапах осуществления и реализации, но и в части бухгалтерского и налогового учетов.
Отличия ведения бухгалтерского учета в строительстве:
- Документация. Участники используют иные документы для отражения этапов и результатов стройки. Например, акты выполненных работ по спецформе КС-2, а также спецсправка о стоимости строительства по форме КС-3.
- Учет затрат по элементам. Иными словами, произведенные затраты подразделяются на несколько элементов, таких как: материалы, заработная плата специалистов, работа оборудования, машин и механизмов, а также накладные затраты.
- Особенности принятия объекта. Объект завершенного строительства подлежит приемке по специальным правилам и специальными комиссиями, по итогам данного контрольного мероприятия составляется акт о приеме-передаче (форма № ОС-1а).
- Необходимость в регистрации объекта. Построенное здание подлежит обязательной регистрации в соответствующих госорганах. Только после регистрации объект может быть включен в состав основных средств.
Причем бухучет в компании заказчика также отличается от учета в организации исполнителя. Рассмотрим подробнее особенности учета для каждой стороны.
Бухучет в строительстве у подрядчика
Ведение учета строительной деятельности организаций закреплено в ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, ПБУ 2/94, ПБУ по учету инвестиций. Все затраты в строительной компании подлежат дроблению на элементы, поименованные выше.
Для отражения строительных затрат в бухучете применяют счет бухучета 20 «Основное производство». По дебету счета 20 отражаются затраты:
- на материалы с одновременным отражением затрат по кредиту счета 10 «Материальные запасы»;
- на зарплату персонала стройфирмы по кредиту 70 «Расчеты по оплате труда»;
- по расчетам с поставщиками по кредиту счета 60.
При поэтапной приемке следует использовать счет 46 «Выполненные этапы по незавершенному производству», формируя проводку Дт 46 Кт 90 — отражена незавершенная реализация производства.
Бухучет в строительной организации: пример
ООО «Весна» оказывает услуги по строительству. Был заключен договор на возведение здания офиса. Приемка осуществляется в два этапа: первый в сумме 2 миллиона рублей, второй — 2,4 миллиона.
По условиям договора предусмотрена предоплата — 90 % от стоимости этапа. Так, аванс за первый — 1,8 млн рублей, за второй — 2,16 млн руб.
Начало работ — февраль 2020 г., окончание первой части строительства — май, второй — июль.
Себестоимость для первого — 1,72 млн руб, для второго — 1,98 млн руб.
Бухгалтерские записи:
Период |
Дебет |
Кредит |
Сумма (руб.) |
Операции |
---|---|---|---|---|
20.02 |
51 |
62-1 |
1 800 000 |
Аванс за 1 этап работ зачислен на расчетный счет |
20.02 |
62-1 |
68-1 |
274 576 |
Начислен НДС по авансу |
25.03 |
46 |
90-1 |
2 000 000 |
Завершение первого этапа строительства, подписан КС-2 |
25.03 |
90-3 |
68-1 |
305 085 |
Начислен НДС |
25.03 |
68-1 |
62-1 |
274 576 |
НДС с аванса восстановлен |
25.03 |
90-2 |
20 |
1 720 000 |
Себестоимость работ первого этапа списана |
25.03 |
90-9 |
99 |
100 610 |
Начислена прибыль от приемки первого этапа работ |
15.07 |
51 |
62-1 |
2 160 000 |
Второй аванс поступил на расчетный счет |
15.07 |
62-1 |
68-1 |
486 000 |
Начислен НДС на вторую предоплату |
20.07 |
62 |
46 |
2 000 000 |
Списана стоимость строительных работ первого этапа |
20.07 |
62 |
90-1 |
2 400 000 |
Отражена выручка |
20.07 |
90-3 |
68 |
366 102 |
Начислен НДС |
20.07 |
68 |
62-1 |
486 000 |
НДС с предоплаты восстановлен |
20.07 |
90-2 |
20 |
1 980 000 |
Себестоимость второго этапа списана |
20.07 |
90-9 |
99 |
420 000 |
Отражена прибыль от второго этапа исполненных работ |
20.07 |
62-1 |
62 |
3 960 000 |
Зачтена сумма полученной предоплаты |
Бухучет строительства у заказчика
Отличительной особенностью учета для заказчика заключается в том, что возведение объекта для заказчика является вложением средств во внеоборотные активы.
Учет следует вести на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» с применением специального субсчета 3 «Строительство объектов ОС». Так, при подписании акта выполненных работ (КС-2), в котором отражают произведенные затраты на оплату подрядных строительных работ, заказчик составляет запись:
По дебету счета 08-3 по кредиту 60 «Расчеты с подрядчиком» на сумму акта КС-2.
Если подрядчик предъявил налог на добавленную стоимость, то составляется запись:
Дебет 19 «НДС» Кредит 60 в сумме выставленного налогового обязательства.
По завершению строительства затраты, отраженные в дебете счета 08-3, подлежат перенесению в дебет счета 01 «Основные средства».
Начисление амортизации на построенное здание или сооружение следует с первого числа месяца, который следует за месяцем принятия к учету.