Лицевой счет сотрудника по заработной плате

Лицевой счет работника — это документ для персонифицированного учета начисления заработной платы, отпускных и пособий по временной нетрудоспособности в организации. Он ведется на специализированных бланках первичной бухгалтерской документации. С 2013 года они перестали быть обязательными для применения в бухучете, но для удобства многие компании продолжают их применять.

Содержание

В крупных и средних организациях бухгалтерии ведут лицевые счета работников по заработной плате. Это внутренние документы, призванные упорядочить и упростить начисления сотрудникам. В настоящее время в бухгалтерском учете применяются две унифицированные формы ЛС работников: Т-54 и Т-54а. Оба бланка утверждены постановлением Госкомстата №1 от 05.01.2004. В 2013 году вступление в силу федерального закона №402-ФЗ отменило обязательное применение унифицированных первичных бланков учета. Но большинство компаний продолжают их применять, так как им это удобно и упрощает учет.

Что такое лицевой счет сотрудника по заработной плате

Это документ, который используется в бухгалтерском учете для отражения информации о ежемесячных начислениях, удержаниях и выплатах, полагающихся специалисту.

ВАЖНО!
Применение унифицированных форм необязательно. Компания вправе самостоятельно разработать структуру документа, которая полностью соответствует особенностям и специфике деятельности организации, действующей в ней системе оплаты труда, условно-постоянных реквизитов начисления оплаты труда и прочих сведений.

Самостоятельно разработанную форму следует утвердить в учетной политике компании, как и применение унифицированного бланка. При разработке документа не забывайте учитывать обязательные реквизиты первичной документации (ст. 9 закона №402-ФЗ).

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы правильно организовать расчет, выплату и бухучет зарплаты. В системе найдете пошаговые руководства и образцы всех документов, которые нужно оформлять.

Форма Т-54

Унифицированная карточка лицевого счета по форме Т-54 предназначена для отражения ежемесячных сведений о начисленной заработной плате и иных начислениях конкретного работника, обо всех произведенных удержаниях на основании данных первичной учетной документации по выработке, о выполненных работах, нормах отработанного времени, а также иных распоряжений на разные виды оплаты.

Так выглядит бланк по форме Т-54:

Документ создается отдельно на каждого специалиста с начала календарного года либо с даты официального трудоустройства. Сведения заносятся ежемесячно в течение одного календарного года. Организация решает самостоятельно, как заполнять форму лицевого счета сотрудника по ЗП, закрепляя установленный порядок в учетной политике. Нюансы зависят от сферы деятельности компании и количества работников. В обособленных подразделениях правила могут отличаться.

Порядок бухучета утверждает руководитель, а все расчетные листки и лицевые счета заполняет исключительно работник бухгалтерии либо иное ответственное лицо, на которое возложены обязанности по ведению бухучета в компании.

Форма Т-54а

Данная форма предназначена для отражения сведений о произведенных начислениях и удержаниях с использованием автоматизированных программ и систем бухгалтерского учета. Форма регистрирует ежемесячные данные в течение одного календарного года о произведенных:

  • начислениях (зарплата, доплаты, материальные выплаты, премии, компенсации);
  • удержаниях (налоги, сборы, алименты, взыскания по исполнительным листам);
  • выплатах (авансы, расчеты, перерасчеты).

Так выглядит карточка Т-54а:

В учетной политике организации указывают, что нужно передать в расчетный отдел лицевого счета для перечисления зарплаты работникам.

Подробнее: как заполнять форму Т-54

Сроки хранения

В соответствии с действующим законодательством сведения, содержащие персональную информацию о начислениях и удержаниях по застрахованным лицам (гражданам), должны храниться 75 лет. Компания обязана самостоятельно обеспечить сохранность первичной документации.

Если в штате компании отсутствует должность архивариуса, то закрепите ответственность за хранение и ведение архива за конкретным специалистом. Укажите такие обязанности в должностных инструкциях, под подпись ознакомьте назначенного сотрудника с новыми инструкциями.

Важная информация

Если бланк лицевого счета по заработной плате заполняется с помощью автоматизированных программ, общие сведения вносятся при регистрации работника либо в начале календарного года. Информацию о произведенных ежемесячных расчетах следует распечатать, заверить подписью ответственного лица и вклеить (вложить) в дело работника.

При использовании бухгалтерской программы «1С:Зарплата и управление персоналом» большинство бухгалтеров сталкиваются с двумя проблемами:

  1. Как распечатать лицевой счет работника. Чтобы получить ЛС специалиста на бумажном носителе, войдите в меню программы, выберите пункт «Отчеты» — «Форма № Т-54 (Т-54а)». В появившемся диалоговом окне выберите Ф. И. О. специалиста, ЛС которого требуется распечатать, выберите отчетный период (календарный год), определите параметры печати. Документ готов к печати.
  2. Как зарегистрировать банковские реквизиты для перечисления заработной платы. Чтобы внести номер карты или банковского счета работника для зачисления зарплаты, перейдите в меню программы 1С «ЗУП», выберите вкладку «Расчет зарплаты по организациям», затем перейдите в пункт «Касса и банк» — «Лицевые счета сотрудников организации». Выберите пункт «Добавить» и зарегистрируйте реквизиты, предоставленные банковской организацией.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.