Когда могут отозвать лимиты бюджетных обязательств

В сентябре-октябре все мои коллеги бухгалтеры-бюджетники уже начинают подводить предварительные финансовые итоги. Дело в том, что в октябре они возвращают в бюджет деньги, которые не смогут использовать до конца года. Для этого им нужно подать заявление и отозвать лимиты бюджетных обязательств. Разберемся, как происходят доведение и отзыв лимитов бюджетных обязательств в 2024 году.

Содержание

Что такое бюджетные обязательства, ассигнования и лимиты

Бюджетные обязательства — это обязанности по расходам учреждений, которые подлежат исполнению в отчетном году. Любое учреждение бюджетной системы ведет финансово-хозяйственную деятельность в рамках установленных для него бюджетных лимитов.

Понятия бюджетные обязательства и бюджетные ассигнования часто пугают начинающих бухгалтеров. Лимиты бюджетных обязательств — это объем финансовых прав, выраженных в денежном эквиваленте, на принятие учреждением бюджетных обязательств или их исполнение в текущем финансовом году и плановых периодах. Бюджетный кодекс бюджетные обязательства определяет в пределах установленного лимита (ст. 6 БК РФ). А бюджетные ассигнования — это фактические средства, предоставляемые главными распорядителями бюджетных средств, которые утверждают и направляют денежные потоки организациям с целью финансирования запланированных бюджетных мероприятий в сфере образования, медицины, обороны.

Советуем прочитать: как принять и довести лимиты бюджетных обязательств

Все операции бюджетного процесса РФ ведутся на основании сводной бюджетной росписи — документа, который формируется органом, ответственным за финансы, по нормативам БК РФ для организации исполнения бюджета в отчетном году.

Стоит отличать бюджетные лимиты от ассигнований, являющихся фактическим денежным ресурсом. Сначала ГРБС формирует уведомление о данных финансирования на отчетный год и плановый период, затем производит доведение лимитов бюджетных обязательств и направляет бюджетные ассигнования в рамках установленных пределов.

ГРБС доводит бюджетные лимиты до учреждения — участника бюджетного процесса путем финансирования государственного задания на основании сметы (п. 2 ст. 69.2 и ст. 161 БК РФ).

Может пригодиться: как сформировать бюджетную смету учреждения в системе «Электронный бюджет»

Как бюджетные лимиты, так и ассигнования носят целевой характер (ст. 38 БК РФ). Но бюджетные лимиты принимаются только для казенных учреждений, которые ведут финансово-хозяйственную деятельность только в рамках доведения установленных на отчетный период лимитов. По правилам ГРБС на конец года отзывает неисполненные лимиты у учреждения. А если казенные организации получают доход в результате предпринимательской деятельности, то обязаны перечислить коммерческие денежные средства в бюджет.

Для бюджетных и автономных учреждений устанавливаются ассигнования, но не лимиты БО. Объем выделяемых им субсидий базируется на муниципальном задании каждой отдельно взятой организации. В отличие от казенных учреждений, бюджетные и автономные организации имеют право на ведение предпринимательской деятельности, являющейся дополнительным источником финансирования, доход от которого дополняет выделенные учреждению бюджетные ассигнования.

Процесс исполнения бюджета в 2024 г. регламентируют такие НПА:

Реквизиты документа Область применения
БК РФ Бюджетный процесс РФ
ФЗ № 540-ФЗ от 27.11.2023 О федеральном бюджете на 2024-й и плановые 2025–2026 гг.
ПП РФ № 2369 от 29.12.2023 Особенности реализации ФЗ о федеральном бюджете на 2024-й и плановые 2025–2026 гг.
ПП РФ № 1496 от 09.12.2017 Меры по обеспечению исполнения федерального бюджета
Приказ Минфина РФ № 104н от 30.09.2008 Порядок доведения ассигнований и ЛБО
Приказ Минфина РФ № 39н от 04.04.2024 Порядок составления и ведения сводной росписи федерального бюджета и росписей ГРБС
Приказ Минфина РФ № 68н от 15.05.2023 Порядок приостановления операций на лицевых счетах
Полезно знать: что делать, если изменили лимиты бюджетных обязательств

В каких случаях приостанавливают операции и отзывают ЛБО

Правила и законные основания для отзыва лимитов бюджетных обязательств закреплены в ПП РФ № 1496 и Приказе Минфина № 68н. Территориальные отделения Федерального казначейства (ТОФК) отзывают ЛБО и приостанавливают операции:

  1. На лицевых счетах по доведенным на исполнение госконтрактов лимитов в размере, не превышающем соответствующие неисполненные бюджетные обязательства, которые остались на начало года и оплата по которым должна была пройти в прошлом году.
  2. На лицевых счетах получателей бюджетных средств отзывается номер бюджетного обязательства, не принятого до 1 октября. По правилам получателям денег из бюджета надо использовать их до 1 октября — заключить госконтракты под выделенные суммы. Если этого не сделать, то деньги необходимо вернуть в бюджет. В таком случае подведомственное учреждение обеспечивает отзыв ЛБО в 2024 году в октябре — уже после 1 октября. Высвободившиеся деньги перераспределяются между получателями, которым нужны средства. А все, что не потратили, попадает в резервный фонд РФ.

Но даже после отзыва незадействованных ЛБО у учреждения должны остаться деньги на текущие нужды. Для этого они подают в ТОФК информацию по установленной форме (приложение № 3 к приказу № 68н).

Если контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг подлежит исполнению и оплате в конце финансового года, то лимиты трогать не будут. То же самое касается госконтрактов, заключенных после 1 декабря отчетного года в объеме, не превышающем остатка ЛБО, — их оплачивают по графику, и лимиты не отзывают. Успейте заплатить по госконтракту до конца финансового года, поскольку ЛБО на следующий год не переносят. Если не исполнили обязательства по контракту, то придется просить у ГРБС выделить дополнительные ЛБО в следующем году.

Читайте также: как проанализировать ЛЮО в закупках

Отзыв ЛБО: вопросы и ответы

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.