Срок предоставления больничного листа работодателю
Для получения пособия по временной нетрудоспособности работник обязан предоставить в администрацию работодателя оформленный по всем правилам больничный лист. Какой срок установлен законодательством для сдачи этого бланка руководителю предприятия? И что будет, если сроки нарушены?
Бланк утвержден Приказом Минздравсоцразвития № 347н, который был принят еще в 2011 году. Понятно, что документ имеет определенный срок давности и не может быть предъявлен с одинаковым результатом в любое время. Срок предоставления больничного листа работодателю будет указан далее в статье. Также обсудим некоторые нюансы его установления.
Порядок определения
В статье 12 ФЗ № 255 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» установлено, что срок сдачи больничного листа работодателю — шесть месяцев. Таким образом, в течение полугода со дня окончания болезни (по медицинским показателям) работник должен предъявить его для оплаты и получения пособия.
Днем наступления трудоспособности считается:
- дата, проставленная в графе «Приступить к работе». Это стандартный случай, когда болел сам сотрудник и он действовал в соответствии с распоряжениями врача относительно дней визита в медучреждение;
- день, следующий за тем, который обозначен в поле «По какое число», указанном в таблице «Освобожден от работы». Такое возможно, если болел работник, но в назначенную дату приема он не явился, а при последующем посещении медучреждения был признан полностью готовым к работе (в этом случае в поле «Иное» указывается значение «36»);
- а также дата, следующая за днем в графе «По какое число» соответствующей таблицы, если работник брал отпуск для ухода за нетрудоспособным членом семьи (ребенком или другим родственником).
При любых обстоятельствах позже полугода обращаться к работодателю не следует, если есть цель получить пособие. Но в исключительных случаях продление возможно.
Если сотрудник обратился позже
Пропущенный срок предоставления больничного листа работодатель восстановить не может по своему решению. Это уже компетенция Фонда социального страхования, в соответствии с п. 3 ст. 12 того же закона. Соответственно, только региональное отделение ФСС может принять решение о назначении пособия. В этом случае работодатель может посоветовать сотруднику обратиться в ФСС. Если причина столь длительного опоздания сдачи листа признана уважительной, то пособие может быть назначено и выплачено. Таким образом, причину необходимо указать в заявлении в обязательном порядке и приложить подтверждающие документы.
В качестве уважительных причин пропуска могут служить следующие обстоятельства:
- длительная болезнь;
- форс-мажорные обстоятельства;
- переезд в другой город;
- личные заслуживающие снисхождения обстоятельства (болезнь или смерть родственника);
- отстранение от работы, увольнение или прогул, признанные незаконными;
- иные причины.
Решение ФСС может быть оспорено в суде.