Рейтинг@Mail.ru

Льготный отпуск

Просмотров: 2
ольга
Вопрос задан1 июня 2017 в 10:27

согласно соут в психоневрологическом интернате вредностей не оказалось и поэтому не разрешают дополнительный отпуск .Может ли соут отменить закон о психиатрической помощи 482 от 06 06 2013

Вопрос относится к городу тюменская обл вагайский район

Ответы:

Вахтер
Опубликовано2 октября 2020 в 11:07
Опубликовано2 октября 2020 в 11:07

Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете? 


Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.

Любовь_
Опубликовано1 июня 2019 в 10:57
Опубликовано1 июня 2019 в 10:57

Здравствуйте!

Нет, не может, так как отпуска за вредные условия труда утверждены Правительством РФ!!!

Постановление Правительства РФ от 6 июня 2013 г. N 482

"О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников"

Приложение

к постановлению Правительства РФ

от 6 июня 2013 г. N 482

Перечень

медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, которым установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

С изменениями и дополнениями от:

23 июня 2014 г.

Наименование должности

(специальности, категории работников)

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (календарные дни)

I. Медицинские работники, участвующие в оказании психиатрической помощи

Врач (в том числе врач, занимающий должность руководителя, заместителя руководителя, в трудовые (должностные) обязанности которого входит оказание психиатрической помощи и которому установлен ненормированный рабочий день, руководитель структурного подразделения - врач-специалист), средний и младший медицинский персонал (кроме медицинского статистика), медицинский психолог*(1), *(2)

35

Главная медицинская сестра*(1), *(2)

28

Врач клинической лабораторной диагностики, врач-лаборант (в том числе руководитель лаборатории), лаборант, медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант), санитар лаборатории*(1), *(2)

21

Врач-диетолог, медицинская сестра диетическая, медицинский регистратор, сестра-хозяйка*(1), *(2)

14

Сестра-хозяйка, непосредственно участвующая в уходе за пациентами*(2)

35

Дополнительный отпуск медицинским работникам может устанавливаться как в связи с тем, что условия их труда на рабочих местах по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, так и в зависимости от занимаемой должности и (или) специальности.

В рассматриваемом случае независимо от результатов СОУТ медицинским работникам, чьи должности (специальности) поименованы в Постановлении N 482, работодатель обязан установить дополнительный отпуск.

Кроме того, согласно ст.15 Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ

(ред. от 03.07.2016)

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"

3. При реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 N 426- ФЗ "О специальной оценке условий труда" работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.

Приказ Минтруда России от 22.09.2014 N 652н "Об утверждении Порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда"

2. Для рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия заявителей с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда заявителем подается в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министерство) заявление, в котором указывается: а) наименование заявителя (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) - (для физических лиц);

б) почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты заявителя (при наличии); в) доводы заявителя, на основании которых он не согласен с заключением. 3. К заявлению прилагается копия заключения государственной экспертизы условий труда.

4. В случае, если возникнет необходимость рассмотрения документов, на основании которых проведена государственная экспертиза условий труда, копии таких документов могут быть запрошены Министерством, в том числе в рамках использования системы межведомственного электронного взаимодействия.

5. Заявление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в Министерство на бумажном носителе лично заявителем или направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал).

Заявление, направленное в виде электронного документа, должно быть подписано тем видом электронной подписи, который установлен законодательством Российской Федерации для подписания таких документов.

6. Основанием для отказа в рассмотрении заявления является:

а) представление заявителем подложных документов или документов, содержащих заведомо ложные сведения; б) отсутствие сведений, предусмотренных пунктом 2 настоящего Порядка; в) отсутствие копии заключения государственной экспертизы условий труда.

Отказ в рассмотрении заявления по другим основаниям не допускается.

7. При наличии оснований для отказа в рассмотрении заявления поступившее в Министерство заявление в течение 7 рабочих дней со дня его регистрации возвращается заявителю.

После устранения обстоятельств, явившихся основанием для отказа, в рассмотрении заявления в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 6 настоящего Порядка, заявитель вправе направить заявление в Министерство повторно.

8. В случае необходимости проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах работодателя, в отношении которых проводилась государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, такие исследования (испытания) и измерения организуются Министерством за счет средств федерального бюджета.

9. Срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 рабочих дней со дня его регистрации.

При необходимости получения документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, и (или) проведения исследований (испытаний) и измерений, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, срок рассмотрения заявления может быть продлен, но не более чем на 30 рабочих дней.

10. По результатам рассмотрения заявления подготавливается заключение о рассмотрении разногласия (несогласия).

11. В случае удовлетворения заявления в заключении о рассмотрении разногласия (несогласия) указывается на необходимость проведения на бесплатной основе повторной экспертизы качества специальной оценки условий труда.

В случае отсутствия по результатам рассмотрения заявления правовых оснований для проведения повторной экспертизы качества специальной оценки условий труда данное обстоятельство отражается в выводах заключения о рассмотрении разногласия (несогласия).

12. Заключение о рассмотрении разногласия (несогласия) оформляется в трех экземплярах, подписывается должностным лицом (исполнителем) и утверждается директором Департамента условий и охраны труда Министерства, а в его отсутствии - заместителем директора Департамента.

13. Должностное лицо не позднее 5 рабочих дней с даты подписания заключения о рассмотрении разногласия (несогласия) выдает один экземпляр заключения на руки заявителю (его полномочному представителю) или направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Второй экземпляр заключения о рассмотрении разногласия (несогласия), заявление и документы, прилагаемые к заявлению, хранятся в Министерстве.

Третий экземпляр заключения о рассмотрении разногласия (несогласия) направляется в исполнительный орган власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, заключение государственной экспертизы условий труда которого оспаривалось.

14. Действия (бездействие) должностных лиц Министерства, связанные с выполнением настоящего Порядка, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке, а также в досудебном порядке в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Минтруда России "Типовые вопросы и ответы (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда)"

... 4. Что делать работникам при их несогласии с результатами спецоценки?

Ответ:

В случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда он может обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта Российской Федерации для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда или в Государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации по месту нахождения работодателя (часть 1 статьи 5 и статья 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).



Рекомендация эксперта
Жалуйтесь в Департамент здравоохранения. Вот тут контактные данные http://www.gorzdrav72.ru/upravlenie/

Ирина Шлячкова
Опубликовано10 июня 2019 в 10:03
Опубликовано10 июня 2019 в 10:03

Дело № 2-308/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2016 года г. Юрга Кемеровской области

Юргинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Тимофеевой Е.С. с участием секретаря судебного заседания Ленковой Л.В., законного представителя истца Л.А.Н., представителя истца Я.С.В. и представителя ответчика К.В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственного автономного учреждения *** «***» к Государственной инспекции труда в *** о признании недействительным предписания государственного органа,

УСТАНОВИЛ:

Государственное автономное учреждение *** «***» (далее – ГАУ КО «*** ***») обратилось к Государственной инспекции труда в *** с исковыми требованиями о признании в полном объёме недействительным предписания Государственной инспекции труда в *** от *** *** об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Исковые требования обоснованы тем, что спорное предписание выдано с нарушением федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», противоречит нормам трудового законодательства и ущемляет гражданские права истца в качестве работодателя. Выполнение требований, изложенных в спорном предписании, влечёт для истца необоснованные дополнительные расходы, связанные с оплатой дополнительных ежегодных отпусков медицинских работников, а также необходимостью разработки и реализации мероприятий, направленных на замещение находящихся в дополнительных ежегодных отпусках медицинских работников. Продолжительность дополнительного отпуска для медицинских работников составлял 35 календарных дней. С 1.01.2014 г. вступил в силу федеральный закон от 28.112.2913 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда », предусматривающий существенное изменение порядка и условий оценки условий труда, а также обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и права работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. ООО «***»» в ГАУ КО «***» проведена специальная оценка условий труда 76 рабочих мест (составлено 64 карты). По результатам оценки, утверждённой приказом директора ГАУ КО «***» от *** ***, 19 рабочим местам с 32 работниками присвоен класс 2 (допустимые условия труда), 53 рабочим местам с 120 работниками присвоен класс 3.1 (вредные условия 1 степени) и 4 рабочим местам с 8 работниками присвоен класс 3.2 (вредные условия труда 2 степени). По результатам проделанной работы выяснилось, что более чем на 90% рабочих мест изменился класс и степень вредности и опасности условий труда. В соответствии с ч. 1 ст. 117 Трудового кодекса РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Ни на одном из рабочих мест, занимаемых медицинскими работниками, не выявлены признаки соответствия указанных рабочих мест критериям отнесения их к классу 3.2 по шкале вредности и опасности условий труда. *** трудовому коллективу объявлено о начале внесения изменений в трудовые договоры. В соответствии с частью 1 статьи 14 федерального закона от *** № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» документарная проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля (надзора). Согласно части 3 статьи 14 данного закона копия указанного распоряжения под роспись должна быть вручена руководителю или иному представителю организации, в отношении которой проводились мероприятия по контролю. Копия распоряжения не вручена истцу. Для оформления спорного предписания ответчик применил форму, утверждённую приказом Федеральной службы по труду и занятости от *** ***, тогда как данный приказ отменён приказом от *** ***. Спорное предписание не оформлено должным образом, так как отсутствует подпись и штамп лица, выдавшего предписание. Согласно статье 350 Трудового кодекса РФ отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск , продолжительность которого устанавливается постановлением Правительства РФ от *** *** «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников». Вывод ответчика о том, что поскольку вышеуказанным постановлением Правительства РФ не установлено уточнение степени класса вредности условий труда, то ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск может устанавливаться медицинским работникам по формальным основаниям в зависимости от занимаемой должности и (или) специальности, нельзя считать правомерным. Указанным постановлением Правительства РФ не регламентируются основания и порядок предоставления дополнительного отпуска , а устанавливается его продолжительность. Вывод ответчика в пункте 2 предписания противоречит закону. Рабочим местам медицинских работников присвоен класс 2 по условиям труда (допустимые условия труда), что не отнесено к вредным условиям труда 2-4-й степени. Следуя логике ответчика, медицинским работникам, занятым на рабочих местах, на которых условия труда отнесены к классу 2 (но ни к вредным 2-4-й степени), необходимо предоставлять дополнительный оплачиваемый отпуск (пункт 1 предписания). Истец полагает, что отправка работникам письменного уведомления о предстоящих изменениях трудового договора сама по себе не нарушает трудовых прав работника, поскольку указанное действие предваряет изменение трудового договора. В соответствии с пунктом 3 предписания приказ директора ГАУ КО «***» от *** *** «Об изменении по инициативе работодателя определённых сторонами условий трудового договора» должен быть отменён в неопределённой части, которую невозможно идентифицировать.

В исковом заявлении изложено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу искового заявления, обоснованное тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 357 Трудового кодекса РФ предписание Государственной инспекции труда может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня получения предписания. Спорное предписание от *** *** об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получено истцом *** Истец просит восстановить ему пропущенный срок на подачу искового заявления по уважительной причине. 16.12.2015г. истец в порядке ст. 124-127 КАС РФ обратился в Юргинский городской суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в КО о признании незаконными действия Государственной инспекции труда в КО, выразившиеся в составлении и выдаче предписания от *** ***. Определением от *** по материалу *** Юргинский городской суд отказал истцу в принятии административного искового заявления, разъяснив истцу его право разрешить спор в порядке гражданского судопроизводства. Истцом получено определение *** после истечения десятидневного срока на подачу иска.

Законный представитель истца Л.А.Н. и представитель истца Я.С.В. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, ходатайствовали о восстановлении пропущенного срока исковой давности по делу.

Представитель ответчика К.В.В. просил о применении последствий пропуска срока исковой давности, отказе в удовлетворении ходатайства истца о восстановлении срока исковой давности и искового заявления в полном объёме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к выводам об удовлетворении искового заявления в полном объёме.

Судом рассмотрено исковое заявление в порядке гражданского судопроизводства, так как согласно информации Верховного суда РФ от 5.11.2015 г. № 7-ВС-7105/15 по гражданским делам, рассматриваемых судами общей юрисдикции в исковом порядке, критериями правильного определения судопроизводства, в котором подлежат защите прав и свободы организации, оспаривающей решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных государственных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделён властными полномочиями по отношению к другому. Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса РФ), споры об осуществлении этих прав, соединённые с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными, если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. В исковом порядке рассматриваются трудовые дела, вызывающие вопросы по определению вида судопроизводства, о признании недействительными (незаконными) предписаний Государственной инспекции труда.

Определением Юргинского городского суда по материалу *** отказано в принятии административного иска ГАУ КО «***» к Государственной инспекции труда в *** о признании незаконными действий из-за его рассмотрения в гражданском судопроизводстве (л.д.22). При повторном обращении в Юргинский городской суд в порядке гражданского судопроизводства истцом пропущен специальный срок исковой давности по части 2 статьи 357 ТК РФ, о восстановлении которого заявлено ходатайство. В связи с тем, что первоначальная избранная лицом форма обращения в суд (подача административного иска) не являлась определяющей для возбуждения вида судопроизводства, не препятствовала возбуждению гражданского производства, но Юргинским городским судом истцу отказано в приёме искового заявления, суд восстанавливает специальный срок исковой давности, оценивая в качестве уважительной причины его пропуска необходимость повторного обращения истца в суд после отказа в принятии иска при наличии возможности возбуждения гражданского дела, поэтому доводы представителя ответчика о применении пропуска срока исковой давности являются необоснованными.

При обращении в суд истцом уплачена госпошлина - 6 000 рублей (л.д. 31-32).

На основании заявления коллектива медицинских работников по распоряжению главного государственного инспектора труда в *** от *** (л.д. 102-104) Государственной инспекцией труда в *** проведена проверка в ГАУ КО «***».

Согласно акту от *** *** (л.д. 11-14) в ходе проведения проверки установлено, что в 2015 году в ГАУ КО «***» проведена специальная оценка условий труда , по результатам которой большинству работников необходимость в установлении ежегодного дополнительного отпуска не усматривалась, в том числе медицинским работникам ***. Указанное обстоятельство послужило для работодателя основанием для начала процедуры внесения изменений в трудовые договоры работников истца в части касающейся предоставления дополнительного отпуска за вредные условия труда. *** издан приказ *** «Об изменении по инициативе работодателя определённых сторонами условий трудового договора». На основании данного приказа медицинским работникам, участвующим *** (врачам (в том числе врачу, занимающему должность руководителя, заместителя руководителя, в трудовые (должностные) обязанности которого входит *** и которому установлен ненормированный рабочий день, руководителям структурных подразделений – врачам-специалистам), среднему и младшему медицинскому персоналу (кроме медицинского статистика), медицинскому психологу вручены уведомления об изменении с *** условий трудовых договоров в части того, что дополнительный отпуск медицинским работникам, участвующим *** и работающим на рабочих местах, которые не отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени, не будет предоставляться. Постановлением Правительства Российской Федерации от *** «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников» утверждён перечень медицинских работников, участвующих ***, которым установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Постановлением Правительства РФ от *** *** не установлено уточнение по степени вредности условий труда (степень класса условий труда). Следовательно, ежегодный дополнительный отпуск может устанавливаться медицинским работникам по формальным основаниям в зависимости от занимаемой должности и специальности.

Предписанием от *** *** (л.д. 15-17) Государственная инспекция труда в *** обязала ГАУ КО «***» до *** предоставлять ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским работникам, ***, отозвать уведомления работникам о предстоящих изменениях условий заключённых трудовых договоров в части того, что дополнительный отпуск медицинским работникам, участвующим *** и работающим на рабочих местах, которые не отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени, не будут представляться, отменить приказ от *** *** в части изменения существенных условий трудового договора медицинским работникам, участвующим *** и работающим на рабочих местах, которые не отнесены к вредным условиям труда 2,3 или 4 степени на основании ст. 8, 9, 22, 350 ТК РФ и Постановления Правительства РФ от *** *** «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников».

Из оглашённых в судебном заседании материалов проверки *** следует, что Государственной инспекцией труда в *** изучались карты специальной оценки условий труда работников, обратившихся с заявлением.

Согласно картам специальной оценки условий труда *** *** *** медицинской сестры палатной, санитара, санитарки палатной и протоколов проведения (испытаний) и измерений химических факторов, световой среды, тяжести и напряжённости трудового процесса (л.д. 44-94) установлен класс условий труда 3.1.

В 2010 году картами аттестации рабочего места по условиям труда ***, *** медицинской сестры палатной, санитара и санитарки палатной (л.д. 96-101) устанавливались классы условий труда по степени вредности и (или) опасности 3.1, 3.2.

Из приказа от *** *** «Об изменении по инициативе работодателя определённых сторонами условий трудового договора» (л.д. 21) на основании результатов специальной оценки условий труда , утверждённых приказом от ***. ***, директором ГАУ КО «***» приказано в порядке, установленном нормами трудового законодательства (ст. 74 Трудового кодекса РФ), а также с учётом положений действующих в учреждении Коллективного договора и локальных нормативных актов (Положение об отпусках , Положение об оплате труда) изменить определённые сторонами условия трудового договора в части, предусматривающей предоставление гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, подтверждённых результатами специальной оценки условий труда ; установить срок изменения определённых сторонами условий трудового договора - ***.

На основании части 1 ст. *** закона РФ от *** N *** «***» и части 3 ст. 350 Трудового кодекса Российской Федерации отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск . Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами (часть 1 статьи 116 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 117 ТК РФ в первоначальной редакции, гарантировала право работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск , предусматривала, что перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 117 ТК РФ, действовавшая с *** до ***, предусматривала, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Данная норма подлежала применению во взаимосвязи с принятым в её развитие Постановлением Правительства Российской Федерации от *** N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска , повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», действовавшим с *** до ***.

По смыслу приведенной редакции ст. 117 ТК РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от *** N 870, основанием для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, признавались конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых даёт право на ежегодный дополнительный отпуск .

С *** ч. 1 и 2 ст. 117 ТК РФ установлено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.

Из изменений, внесённых в статью 117 Трудового кодекса Российской Федерации, следует, что правовое регулирование, предполагает предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска на основании оценки объективно существующих условий труда по вредным (опасным) факторам на рабочем месте.

Исходя из содержания части 3 статьи 350 ТК РФ, она не предусматривает иных оснований предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска медицинским работникам, отличающихся от условий статьи 117 ТК РФ, а указывает что продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством РФ.

На основании п. 1 постановление Правительства РФ от *** N 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников» утверждена продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, свыше 7 календарных дней - минимальной продолжительности по ст. 117 ТК РФ. Оснований предоставления дополнительно отпуска Постановление Правительства РФ не содержит.

С *** введен в действие федеральный закон от *** N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда » (далее по тексту - федеральный закон «О специальной оценке условий труда »), целью которого является регламентация, установление порядка проведения и критериев специальной оценки труда - единого комплекса последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учётом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Введённый указанным законом порядок оценки условий труда является отличным от установленного ранее. Ст. 14 федерального закона «О специальной оценке условий труда » установлено подразделение вредных условий труда на 4 степени (подклассы).

В соответствии с правовым регулированием, действующим с ***, объём предоставляемых прав работникам является различным в зависимости от установленной степени вредности, тогда как ранее для всех работников, условия труда которых были определены как вредные, предоставлялись права, указанные в статьях 92, 117 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции до ***).

Согласно ч. 4 ст. 27 федерального закона «О специальной оценке условий труда » в случае, если до дня вступления в силу данного Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. При этом для целей, определенных ст. 7 указанного Федерального закона, в том числе и для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу данного Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном указанным Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

В силу положений ч. 3 ст. 15 федерального закона от *** N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда » при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу указанного Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Приведённые требования законодательства направлены, как следует из их содержания, на сохранение компенсаций и льгот для работников за вредные условия труда до получения работодателями в установленном порядке и в установленные сроки результатов специальной оценки условий труда , то есть законодатель определил, что при реализации компенсационных мер в переходный период порядок и условия осуществления таких мер направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда) не может быть ухудшен, в том числе на будущее время, до получения результатов специальной оценки условий труда .

Для возможности применения части 3 статьи 15 федерального закона от *** N 421-ФЗ сохранение условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер, определяется периодом действия оценки условий труда по предыдущей аттестации рабочих мест.

Сторонами не оспаривалось, что до утверждения результатов специальной оценки действовали карты аттестации рабочих мест по условиям труда медицинской сестры палатной, санитара и санитарки палатной, у которых истёк пятилетней срок их действия.

Учитывая, что истечение сроков действия аттестации рабочих мест свидетельствует о не сохранении условий труда в отношении медицинских работников на рабочем месте, проведённая специальная оценка условий труда установила в отношении них отсутствие вредных условий труда 2, 3 или 4 степени, что не предусматривает возможности предоставления дополнительных отпусков , суд пришёл к выводу о необоснованности требований оспариваемого предписания, и удовлетворяет иск ГАУ КО «***» в полном объёме.

На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ и подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ суд взыскивает с Государственной инспекции труда в *** в пользу ГАУ КО «***» судебные расходы, понесённые истцом в связи с уплатой государственной пошлины, в сумме 6 000 рублей (л.д. 31-32).

Руководствуясь ст.193-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В полном объёме удовлетворить исковое заявление государственного автономного учреждения *** «***» к Государственной инспекции труда в *** о признании недействительным предписания государственного органа.

В полном объёме признать недействительным предписание от *** *** Государственной инспекции труда в *** об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Взыскать с Государственной инспекции труда в *** в пользу государственного автономного учреждения *** «***» судебные расходы в сумме 6000 (шести тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

В окончательной форме мотивированное решение принято 25 января 2016 года.

Председательствующий Е.С. Тимофеева

Судья Тимофеева Е.С. № 33- 4924/2016

Докладчик Латушкина С.Б.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 апреля 2016 года г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Латушкиной С.Б.

судей: Ворожцовой Л.К., Бойко В.Н.

при секретаре Южиковой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Латушкиной С.Б. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственной инспекции труда в Кемеровской области Ковальчук В.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №

на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 19 января 2016 года

по иску государственного автономного учреждения Кемеровской области «Юргинский психоневрологический интернат» к Государственной инспекции труда в Кемеровской области о признании недействительным предписания государственного органа,

У С Т А Н О В И Л А:

Государственное автономное учреждение Кемеровской области «Юргинский психоневрологический интернат» (далее - ГАУ КО «Юргинский психоневрологический интернат») обратилось к Государственной инспекции труда в Кемеровской области с исковыми требованиями о признании в полном объёме недействительным предписания Государственной инспекции труда в Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Требования мотивированы тем, что спорное предписание выдано с нарушением федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», противоречит нормам трудового законодательства и ущемляет гражданские права истца в качестве работодателя. Выполнение требований, изложенных в спорном предписании, влечёт для истца необоснованные дополнительные расходы, связанные с оплатой дополнительных ежегодных отпусков медицинских работников, а также необходимостью разработки и реализации мероприятий, направленных на замещение находящихся в дополнительных ежегодных отпусках медицинских работников. Продолжительность дополнительного отпуска для медицинских работников составлял 35 календарных дней.

С 01.01.2014г. вступил в силу федеральный закон от 28.112.2913г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда », предусматривающий существенное изменение порядка и условий оценки условий труда, а также обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и права работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

ООО «Центр экспертизы условий труда «Эксперт»» в ГАУ КО «Юргинском психоневрологическом интернате» проведена специальная оценка условий труда 76 рабочих мест (составлено 64 карты).

По результатам оценки, утверждённой приказом директора ГАУ КО «Юргинского психоневрологического интерната» от ДД.ММ.ГГГГ №, 19 рабочим местам с 32 работниками присвоен класс 2 (допустимые условия труда), 53 рабочим местам с 120 работниками присвоен класс 3.1 (вредные условия 1 степени) и 4 рабочим местам с 8 работниками присвоен класс 3.2 (вредные условия труда 2 степени). По результатам проделанной работы выяснилось, что более чем на 90% рабочих мест изменился класс и степень вредности и опасности условий труда.

В соответствии с ч. 1 ст. 117 Трудового кодекса РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

Ни на одном из рабочих мест, занимаемых медицинскими работниками, не выявлены признаки соответствия указанных рабочих мест критериям отнесения их к классу 3.2 по шкале вредности и опасности условий труда.

ДД.ММ.ГГГГ. трудовому коллективу объявлено о начале внесения изменений в трудовые договоры.

В соответствии с частью 1 статьи 14 федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» документарная проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля (надзора).

Согласно части 3 статьи 14 данного закона копия указанного распоряжения под роспись должна быть вручена руководителю или иному представителю организации, в отношении которой проводились мероприятия по контролю.

Копия распоряжения не вручена истцу.

Для оформления спорного предписания ответчик применил форму, утверждённую приказом Федеральной службы по труду и занятости от ДД.ММ.ГГГГ. №, тогда как данный приказ отменён приказом от ДД.ММ.ГГГГ. №.

Спорное предписание не оформлено должным образом, так как отсутствует подпись и штамп лица, выдавшего предписание.

Согласно статье 350 Трудового кодекса РФ отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск , продолжительность которого устанавливается постановлением Правительства РФ от 6.06.2013 г. № 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников».

Вывод ответчика о том, что поскольку вышеуказанным постановлением Правительства РФ не установлено уточнение степени класса вредности условий труда, то ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск может устанавливаться медицинским работникам по формальным основаниям в зависимости от занимаемой должности и (или) специальности, нельзя считать правомерным.

Указанным постановлением Правительства РФ не регламентируются основания и порядок предоставления дополнительного отпуска , а устанавливается его продолжительность.

Вывод ответчика в пункте 2 предписания противоречит закону.

Рабочим местам медицинских работников присвоен класс 2 по условиям труда (допустимые условия труда), что не отнесено к вредным условиям труда 2-4-й степени.

Следуя логике ответчика, медицинским работникам, занятым на рабочих местах, на которых условия труда отнесены к классу 2 (но ни к вредным 2-4-й степени), необходимо предоставлять дополнительный оплачиваемый отпуск (пункт 1 предписания).

Истец полагает, что отправка работникам письменного уведомления о предстоящих изменениях трудового договора сама по себе не нарушает трудовых прав работника, поскольку указанное действие предваряет изменение трудового договора.

В соответствии с пунктом 3 предписания приказ директора ГАУ КО «Юргинского психоневрологического интерната» от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об изменении по инициативе работодателя определённых сторонами условий трудового договора» должен быть отменён в неопределённой части, которую невозможно идентифицировать.

Законный представитель истца Либец А.Н. и представитель истца Якушев С.В. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, ходатайствовали о восстановлении пропущенного срока исковой давности по делу.

Представитель ответчика Ковальчук В.В. просил о применении последствий пропуска срока исковой давности, отказе в удовлетворении ходатайства истца о восстановлении срока исковой давности и искового заявления в полном объёме.

Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 19 января 2016 года постановлено: в полном объёме удовлетворить исковое заявление государственного автономного учреждения Кемеровской области «Юргинский психоневрологический интернат» к Государственной инспекции труда в Кемеровской области о признании недействительным предписания государственного органа.

В полном объёме признать недействительным предписание от ДД.ММ.ГГГГ № Государственной инспекции труда в Кемеровской области об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Взыскать с Государственной инспекции труда в Кемеровской области в пользу государственного автономного учреждения Кемеровской области «Юргинский психоневрологический интернат» судебные расходы в сумме рублей.

В апелляционной жалобе представитель Государственной инспекции труда в Кемеровской области Ковальчук В.В. просит решение суда отменить .

Ссылается на ч.ч. 1, 2 ст. 22 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», в соответствии с которыми медицинские и иные работники, участвующие в оказании психиатрической помощи, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также указывает, что Постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 № 482 (ред. от 23.06.2014) «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников» утверждена продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, по перечню согласно приложению к указанному постановлению и не поставлена в зависимость от результатов специальной оценки условий труда , и тем более отнесения рабочих местах к вредных условий труда 2, 3 или 4 степени по результатам специальной оценки условий труда .

На доводы апелляционной жалобы директором ГАУ КО «Юргинский психоневрологический интернат» Либец А.Н. принесены письменные возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения.

Представитель Государственной инспекции труда в Кемеровской области в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель Государственного автономного учреждения Кемеровской области «Юргинский психоневрологический интернат» Якушев С.В., действующий на основании доверенности, поддержал доводы возражений, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав явившихся лиц, проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, также закреплена в статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации.

На основании данной нормы трудового законодательства в обязанности работодателя также входит обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, в Трудовом кодексе Российской Федерации предусмотрен комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Согласно ч. 1 ст. 116 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В силу ч. 3 ст. 350 Трудового кодекса Российской Федерации отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск . Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации.Гарантии медицинским и иным работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, установлены ст. 22 Закона РФ от 02 июля 1992 г. №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Согласно абз. 1 и 2 ч. 1 указанной статьи медицинские и иные работники, участвующие в оказании психиатрической помощи, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации. Продолжительность рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, определяется Правительством Российской Федерации.

При этом, в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона РФ от 02 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» установление сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенного размера оплаты труда и предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда участвующим в оказании психиатрической помощи иным работникам медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иным работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, осуществляются по результатам специальной оценки условий труда .

В соответствии, в том числе, с Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», постановлением Правительства РФ от 06 июня 2013 г. № 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников» утверждена продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи. Согласно утвержденному данным постановлением перечню медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, врачу (в том числе врачу, занимающему должность руководителя, заместителя руководителя, в трудовые (должностные) обязанности которого входит оказание психиатрической помощи и которому установлен ненормированный рабочий день, руководителю структурного подразделения - врачу-специалисту), продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска установлена 35 календарных дней.

Как установлено судом и следует из материалов дела по распоряжению главного государственного инспектора труда в Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 102-104) Государственной инспекцией труда в Кемеровской области проведена проверка в ГАУ КО «Юргинском психоневрологическом интернате».

По результатам проведенной проверки ГАУ КО «Юргинский психоневрологический интернат» выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с которым, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ГАУ КО «Юргинский психоневрологический интернат» обязано устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: предоставлять ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, продолжительностью, установленной Правительством РФ; отозвать уведомления, выданные работникам о предстоящих изменениях условий заключенных трудовых договоров в части того, что дополнительный отпуск медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи и работающих на рабочих местах, которые не отнесены к вредным условиям труда 2,3 или 4 степени предоставляться не будут; отменить приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. в части изменения существенных условий трудового договора медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи и работающих на рабочих местах, которые не отнесены к вредным условиям труда 2,3 или 4 степени предоставляться не будут.

Оспаривая законность данного предписания ГАУ КО «Юргинский психоневрологический интернат» указывает на то, что по результатам оценки рабочих мест, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда » ни на одном из рабочих мест, занимаемых медицинскими работниками, не выявлены признаки соответствия указанных рабочих мест критериям отнесения их к классу 3.2 по шкале вредности и опасности условий труда.

Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что действующее правовое регулирование предполагает предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска на основании оценки объективно существующих условий труда по вредным (опасным) факторам на рабочем месте.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормам действующего законодательства.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда » в статьи 92, 117 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2014 года.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда (ч. 1 ст. 117 Трудового кодекса Российской Федерации).

При этом, ч.3 ст. 350 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановление РФ от 06.06.2013г. № 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников» не предусматривают иных оснований предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска медицинским работникам, отличающихся от условий, установленный ст. 117 Трудового кодекса Российской Федерации, а определяют его продолжительность.

С 01.01.2014г. введен в действие федеральный закон от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда » предметом регулирования которого являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда , а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 указанного закона специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Таким образом, основанием для предоставления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда является результат оценки условий труда работника, в качестве вредных и (или) опасных, осуществленной в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно картам аттестации рабочих мест № (медицинская сестра палатная, служба медицинского наблюдения и обслуживания), № (санитар, служба медицинского наблюдения и обслуживания), № (санитарка палатная, служба медицинского наблюдения и обслуживания) от ДД.ММ.ГГГГ рабочие места аттестованы с общей оценкой условий труда по классу 3.1 (вредные), степень вредности условий труда установлена 1 (л.д.44-95).

В строке № карт аттестации по результатам оценки условий труда установлена необходимость предоставления следующих гарантий и компенсаций в связи с вредными и опасными условиями труда: повышенный размер оплаты труда, дополнительных отпусков не предусмотрено.

При этом согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда » работник вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.

При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о необоснованности требований оспариваемого предписания, поскольку с учетом изменения правового регулирования предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска в связи с вредными и (или) опасными условиями труда следует исходить из степени вредности и опасности, установленной в результате специальной оценки условий труда , а по результата специальных условий труда рабочих мест в ГАУ КО «Юргинский психоневрологический интернат» вредные условия труда 2,3 или 4 степени не установлены.

При этом, суд учел, что в соответствии с ч.4 ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.

Предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска на основании оценки объективно существующих условий труда на каждом рабочем месте, а не в зависимости от сугубо формального критерия – включения или невключения наименования соответствующей работы, профессии или должности в перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с вредными и (или) опасными условиями труда выступает гарантией обеспечения конституционных прав работников на безопасные условия труда, отдых и охрану здоровья и согласуется с целями трудового законодательства.

Таким образом, решение суда основано на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим правоотношения сторон.

Доводы апелляционной жалобы не содержат указания на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений процессуальных норм, влекущих в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 19 января 2016 года оставить, без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственной инспекции труда в Кемеровской области Ковальчук В.В. – без удовлетворения.

Председательствующий: С.Б. Латушкина

Судьи: Л.К. Ворожцова

В.Н. Бойко

Похожие вопросы по этой теме:

Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте