Перейти на мобильную версию
Помогаем преодолевать трудности
Генеральный партнер - «КАДИС» - представитель Консультант Плюс в Санкт-Петербурге

"Парни, дайте машину — о цене договоримся". Как "Платон" меняет рынок перевозок

Отправить на печать Распечатать
/ Источник: Петербургский правовой портал

Смотрите также:

За 2 недели работы “Платона” перевозчики заплатили около 550 млн рублей. При этом штрафы, которые изначально должны были составлять 450 тысяч рублей за первое нарушение и миллион — за следующие, были уменьшены в 100 раз: до 5 и 10 тысяч соответственно. Плата за километр также была снижена с 3,73 рублей за километр до 1,53. Но большой радости среди игроков рынка эта информация не вызывает: такая скорость принятия решений о снижении тарифов и штрафов продиктована не заботой о бизнесе, а низкой готовностью всей системы и экономической необоснованностью первичных цифр. Таким мнением с Петербургским правовым порталом поделился генеральный директор транспортной компании ТК “Гребенщиков” — Константин Гребенщиков.

- Давайте начнем с компании. Какими видами перевозок вы занимаетесь?

- Наша компания занимается практически всеми видами перевозок: тенты <тентованные прицепы, прим.ред.>, контейнеры, рефрижераторы. Основной профиль деятельности — автоперевозки промышленного оборудования для добывающей отрасли. Наш основной подвижной состав — фуры 92 м3/ 20 тонн.

- Где вы берете клиентов?

- У нас есть несколько инструментов: это и сайт atpgreb.ru, и звонки. Но основной наш канал продвижения — это все-таки рекомендации. При этом мы не стараемся нахватать больше заказов — у нас есть пул, с которым мы работаем, и через который к нам обращаются. Мы закрываем все потребности клиентов — можем организовывать любые типы перевозок.

- Расскажите подробнее о структуре вашего парка.

- Собственный транспорт составляет 80% парка. 20% — лизинговые автомобили и привлеченные транспортные средства.

- С какими сложностями вы до сих пор сталкивались в работе?

- До этого были только текущие проблемы: сложные места погрузки или разгрузки транспорта, и, как следствие, — проблемы с распределением груза по прицепу. Ремонт и обслуживание автомобилей. Ну и плюс сложные точки доставки — но это вопросы логистики.

- Кстати, у вас на сегодняшний день все машины на линии?

- Абсолютно все машины в линии, простоя у нас нет. Тем не менее, мы поддерживаем те акции, которые проходят, но только не участвуем в самих пикетах — у нас есть обязательства перед клиентами, в том числе, по срокам доставки.

- А какую идею вы поддерживаете относительно внедрения системы “Платон”?

- Если система будет действовать в таком же хаотичном виде, как сейчас, то мы за то, чтобы ее отменили. Если работа будет отлажена, то мы за справедливую оплату. Платежи должны проводиться исключительно за пройденное расстояние. Мы будем платить, если все будет по-честному. Однако сейчас в личном кабинете мы не видим, сколько километров прошла машина: колонка есть, а информации нет. Давайте подходить комплексно: а то у нас транспортный сбор, акциз, а теперь еще и это. Вообще все это выглядит как латание дыр в бюджете, а не как отраслевая проблематика.

- А ваши водители?

- Водители солидарны с бастующими. Рассуждают о повышении цен на продукты. Кстати, водитель, неудовлетворенный своим работодателем, может намеренно испортить бортовое устройство, сломать, выбросить. И что? Получается, наша компания зависит сейчас от водителя.

- Насколько сопоставимы расходы на обслуживание “Платона” с вашими расходами на амортизацию по вине плохих дорог?

- Если платежи через систему “Платон” будут действительно идти на ремонт дорог, то, конечно, экономический эффект для нас будет хорошим. У нас перестанут ломаться прицепы. Сегодня для нас это основная проблема. В последнее время мы постоянно ремонтируем прицепы, и финансовые затраты на это большие. Однако порядок расходования всех собранных средств непонятен до сих пор, несмотря на обещания чиновников.

- Как вы получали бортовое устройство?

- Я очень сочувствую тем компаниям, которые еще не получили бортовые устройства. Сегодня они не могут работать в нормальном русле, как это делаем мы. Когда мы получали бортовые устройства — 11 ноября, очередь уже была расписана до 19 декабря.

Вот, кстати, пример: в Санкт-Петербурге, пятимиллионном городе, один офис “Платона”, в котором 4 приемных окна и три терминала. Если 11 ноября можно записаться на выдачу 19 декабря, то все это время водители должны ездить по маршрутным картам, купив их на неработающем сайте. Ну либо приехать в тот самый офис, который работает с 9 до 18 (а не до 20, как было заявлено). И вот тут не понимаешь, куда бежать. Можно кричать “нет плате!”, но это утопия. Я бы сказал, “дайте хоть возможность заплатить!”. А то мы не только не понимаем, зачем плата, но и заплатить не можем.

- Как работает маршрутная карта?

- Интересно работает. Например, мы заводим начальную и конечную точку и три промежуточные. Например, ставлю Пермь, Санкт-Петербург и Вологду. На этом нашем маршруте нет удобных федеральных трасс. При этом система каждый раз старается вывести тебя именно на федеральную дорогу, предлагая маршрут с крюком под 300 километров. Ведь если в маршруте трасса не федеральная, а региональная, это не выгодно для “Платона”.

- И что с этим делать?

- Нам проходилось делать не одну маршрутную карту, а несколько, с более частыми точками. Можно, конечно, согласиться на предлагаемый маршрут. А если нет, то необходимо отменять старую карту и создавать новую. Если это сделать, то значит, деньги уплачены зря.

- Вам уже выписывали штраф?

- У нас такой информации нет. Мы должны были бы это увидеть в личном кабинете. Но, может, штраф и есть, а мы о нем не знаем — в системе начались технические сбои. Но сейчас даже со штрафами же ничего не ясно. Вот у нас едет 10 машин по трассе, на которой сломалась рамка, которая считывает информацию: получается, что надо будет заплатить 450 тысяч за первую и еще по 1 млн. за каждую следующую? Почему так — рамку же не мы ставили! Такие суммы — это сразу компанию закрывать! А ведь реальных вопросов очень много. И никто не может на них ответить. Осведомлен обо всех тонкостях должен быть и водитель. Например при поломке на федеральной трассе он должен позвонить и сообщить 12-значный номер счета. То есть, тут мы должны еще и инструктаж провести по этим непонятным правилам, которые даже в справочном центре “Платона” никто не знает.

- Как вы переводите средства в “Платон”?

- Мы заранее перечислили денежные средства в систему “Платон” — 13 ноября. Затем ждали некоторое время, когда мы увидим средства в личном кабинете. Первый раз мы их увидели 16 ноября. Перечислять нам пришлось по банковским реквизитам, платежным поручением через банк.

- Говорят, с зачислением денег там тоже бывают проблемы...

- Деньги мы зачисляем регулярно, и они постоянно доходят до системы в течение двух дней. Весь вопрос в том, как расходуются эти денежные средства. Если ранее в системе наблюдались сведения о километраже, то сейчас этих сведений в системе нет. Деньги просто списываются, а за какое количество километров — непонятно. Например, в режиме реального времени понять, что ты платишь 1,53 рубля за 1 км, невозможно. Причем если написать обращение в поддержку “Платона”, то ответ будет получен только через 2 недели.

- Насколько возрастет реальная финансовая нагрузка с введением системы?

- Когда мы начинали дело — мы рассчитывали сроки окупаемости. А с введением “Платона” мы понимаем, что уже никак не покроем амортизацию, и выход на окупаемость у нас увеличился. Тем более, компании нужно же еще штат какой-то содержать. Более того, теперь каждая компания в штате должна иметь хорошего логиста. Представьте: на федеральной трассе туман, водитель туда ехать отказывается, а маршрутная карта заставляет его использовать именно эту дорогу. Значит, нужен опытный логист, который возьмет на себя стратегическую функцию: вспомнит, где частые туманы, какие есть дублеры у этих трасс, и заранее выставит соответствующие точки на маршрутной карте.

- А что с налоговым вычетом?

- А ничего. Мы работаем с НДС. “Платону” платим без НДС, они работают без налога. Но ведь если система без НДС — мы его дарим. И это — дополнительная нагрузка.



Пример расчетов

Расчеты прогнозируют ряд выплат за 2016 год для небольшой транспортной компании из Санкт-Петербурга. Парк — 7 машин (весом более 12 тонн), средний пробег в месяц каждой из них — 14000 км.

- Транспортный налог рассчитывался для транспортного средства мощностью 469.39 л.с. по ставке 65 руб./л.с.
- Выплаты в систему “Платон” рассчитывались по двум ставкам: отмененной 3,73 руб./км и действующей 1.53 руб./км.
- Акциз рассчитывался исходя из расхода топлива 40 л / 100 км, ставки 4150 руб./тонна дизельного топлива.


- Выгодно ли пытаться объехать федеральные трассы по региональным?

- Нет. От Москвы до Красноярска, например, можно добраться только по федеральным трассам. Кроме того, если объезжать по региональным, то можно потерять запчасти, потратить кучу денег на бензин. Плюс рамки смогут фиксировать таких любителей сэкономить — охват у них очень широкий.

- Но у системы должны быть плюсы. Например, считается, что она должна защитить официальных перевозчиков от нелегальных — “серых”.

- Я думаю, если в целом по отрасли смотреть — именно серых перевозчиков не так уж и много, так как с мелкими фирмами никто не заключает контракты. Ведь все крупные компании работают с НДС. Например, мы у нового клиента проходим серьезную проверку у службы безопасности. Смотрят на наши активы, платежеспособность, арбитраж и многое другое. И только после этого с нами заключают контракт. Я думаю, что все-таки доля перевозок крупными компаниями по 100-200 машин на рынке значительно выше, чем у ИП с одной машиной или просто физлиц.

Вообще рынок грузоперевозок — один из самых стихийных и нерегулируемых. Каждый человек может купить грузовик и возить на нем свою собственность — это свобода передвижения. Главная проблема даже не в перевозчиках, хотя такой сегмент есть, а в посредниках, которые не несут никакой ответственности. Экспедиторы должны, наверное, сильно пострадать.

- А если вернуть лицензирование?

- Лицензирование надо возвращать обязательно! Ведь главная проблема — не “серые” перевозчики, а “табуретки” — посредники, экспедиторы. Загрузка от прямого грузовладельца до перевозчика проходит через 4-5 рук, каждый откусывает по кусочку, а зона ответственности у них при этом минимальная. Такой рынок почистить бы не мешало. Возможно, кстати, что все акции протеста, которые сейчас проходят, также помогут вычистить рынок от экспедиторов, которые не имеют никакого влияния, а просто убивают цену на рынке.

- А как это работает — “у них”?

- Обычная схема такова: экспедитор заключает контракт, а при этом своей машины у него нет, и он подписывает контракт с кем-то еще, возможно, тоже с экспедитором. До конечного владельца автомашины может быть 4-5 посредников, причем если в такой цепочке появится один мошенник, то выплаты всем участникам не гарантированы. Может и груз не доехать, и оплата не дойти. В классическом понимании экспедитор — это тот, кто обладает определенным интеллектуальным багажом относительно перевозок: вся нормативная документация, все по грузам, по перевозкам, как ехать, где грузить. Экспедитор — обладатель опыта: клиент всего знать не должен, да и перевозчик тоже.

У нас же складывается ситуация, когда экспедитор выдает себя за профессионального перевозчика, хотя у него нет ни людей, ни машин, а только стол, стул и компьютер. И его задача — просто получить деньги, а уж как он оплатит перевозку — не важно. И вот тогда появляются ИП или физлица, которым надо любыми способами погасить свои кредиты на грузовики, и они готовы к любой форме сотрудничества. Черные схемы тут и появляются — когда компании работают без НДС.

- Получается, что “Платон” может решить часть этих проблем, в том числе и отсутствия лицензий.

- С одной стороны, “Платон” временно эту проблему решает, пока идет неразбериха с машинами, и не все готовы платить. Но с другой стороны, именно в период смуты на рынке могут появиться мошенники, когда владельцы грузов будут хвататься за любую имеющуюся возможность для доставки своих товаров. Сейчас ситуация такая, что не поставщик диктует цену за перевозку, а транспортная компания. Нам сейчас звонят и говорят: «Парни, дайте машину — по цене договоримся».

- Значит ли это, что компании которые работают по-честному, в том числе и экспедиторские, должны будут “подняться”?

- В общем, да! Мое мнение: компании которые имеют большие парки и заранее подготовились к проблеме в связи с повышением цены, сейчас будут прекрасно себя чувствовать из-за резкого снижения конкуренции.

- А как будет ощущать себя бизнес который работает с перевозчиками? Поставщики, ритейлеры?

- На первых порах могут пострадать перекупщики, у которых в определенную наценку надо будет включать стоимость перевозки. Но это временно и все перестроятся. Хотя, пострадают все: и вы, и я. На данный момент многие не успели подключиться, кто-то бастует, различные акции. Тарифы на перевозку выросли, и причем не на стоимость Платона, а процентов на 30-40. Все это перекладывается на производителя, который, в свою очередь, повысит стоимость продукции и таким образом переложит стоимость на потребителя. В этом году нас ждут очень дорогие новогодние праздники. Кстати, вот еще странно: время введения — 15 ноября, на носу — повышенный предновогодний грузопоток. Забастовка и все это может привести к масштабным перебоям в поставке продуктов. Идеальное время для экспериментов — январь-февраль, но никак не ноябрь. Праздники отгуляли — можно побастовать, постоять, что угодно. Искусственное снижение предложения при повышенном спросе поднимет цены до небес, и логистическая составляющая в цене продукта резко пойдет вверх.

- В интернете много расчетов, которые говорят о якобы незначительном повышении.

- Наши грузы на гражданах напрямую не скажутся, так как мы работаем с крупными компаниями: нефть, газ. Но вот простой пример из жизни тех, кто возит продукты. В фуре-рефрижераторе 33 паллета, на паллете 1000 предметов. Перевозка при этом на среднем по длине маршруте подорожает на 10000р. (Хотя по “Платону” переплата всего около 1000р.) И, как считают ритейлеры, если поделить 10000 на 33000, то получится не так и много. Если так считать, то они, наверное, правы. Я видел эти расчеты: умножить, поделить. Но в реальности не случилось простого прибавления к ставке стоимости “Платона” <1,53р.> — рынок двинулся. Буквально сегодня смотрел, что ставки на перевозку из Липецка в Москву были 24 000, а стали 41 000 — вот реальная разница. Хотя по “Платону”, вроде как, всего 1000р. А теперь если посчитать, что мы везем муку с копеечной себестоимостью, то подорожание одной пачки получится 5-10 рублей. И таких, тяжелых, но не дорогих товаров — очень много. Это овощи, фрукты, сода, мука, соль. Конечно, на дорогих товарах это не так сильно скажется.

- А альтернативы большегрузам нет?

- Да, мы уже слышали мнение эксперта о том, что введение платы для грузовиков может поддержать РЖД. Может, раз железнодорожные перевозки дешевле, но медленнее — сделать их конкурентами с большегрузами? Надо понимать, что железная дорога — это гораздо менее гибкие перевозки. Очень большой период планирования, да и договориться с ними сложнее. Ну и бывали случаи, когда мы пытались отправлять черепицу по железной дороге, а приезжала одна труха — и попробуй получи от ЖД компенсацию, скажут — плохо закрепили, или еще чего придумают. Ну а автотранспорт, который меньше 12 тонн, в условиях высокой конкуренции, пока большегрузы бастуют, тоже поднимает ставки. У нас есть несколько таких машин — для разнообразия. Но надо понимать, что для крупных компаний действует негласный стандарт: 20-92 <20 т - 92 м3>. Ну и если цены нормализуются на стоимость самого “Платона” — это все равно будет самым выгодным вариантом.

- Дайте, пожалуйста, свой прогноз.

- Я думаю, что все-таки ситуация должна устаканиться. То, что сейчас происходит — это стихийное явление. Все зависит в том числе и от протестов. Но в рядах дальнобойщиков нет единства. Если бы был какой-то единый профсоюз, то организовать акцию было бы проще. Сейчас существует три группы: “идейные”, которые устраивают акции, потом те, кто подчинился и все сделал правильно, оставив свое мнение при себе, сосредоточившись на выполнении договорных отношений с клиентами — это мы к ним относимся, и есть серединка — “свободные художники”, которые сейчас в нестабильное время пытаются урвать побольше денег и заказов. А с профсоюзом можно было бы сформулировать, что хочет отрасль от государства, а то создается такое впечатление, что никто ничего не понимает: ИП кричат одно, крупные компании, которые больше интересны государству, требуют удобства работы.

Скорее всего, плату не отменят. Мы надеемся, что минимум, что могут сделать — оставить на уровне 1,53, как есть сейчас, а лучше — снизить до требуемых 0,64 рубля. Однако цель, похоже — собрать деньги и продолжать дальше их собирать.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.
Поделиться:

Обсуждение статьи

Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх

Вопрос-ответ

Помощь опытных
юристов и адвокатов

Экспертный совет

Решение бухгалтерских и правовых
вопросов в профессиональном сообществе

Лучшие специалисты
Более одного ответа
Вы можете задать вопрос бесплатно

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС здесь и сейчас