275
Оставить комментарий Распечатать

Составляем учётную политику. Общие организационные вопросы ~ Продолжение

Размер шрифта:
Мы продолжаем составлять учётную политику организации. Пошагово пройдёмся по всем вопросам, которые следует отразить в ней, ответим на вопросы, прокомментируем отдельные из них, если это необходимо. Предыдущие материалы цикла:

Технология обработки учётной документации

Здесь всё просто. Необходимо указать, каким образом ведётся бухгалтерский и налоговый учёт – вручную, с помощью специальной компьютерной программы по ведению учёта и составлению отчётности, комбинировано. Требование раскрытия данной информации в учётной политике предусмотрено всё в том же многострадальном пункте 4 раздела II ПБУ 1/2008.

Многие вправе задать вопрос – а зачем это нужно? Понятно, что ПБУ требует, но вообще – зачем? Ну, на мой взгляд, затем, чтобы был понятен порядок учёта, в частности, что признаётся в организации официальными регистрами учёта, а что является черновыми записями и пометками из разряда «чтобы не забыть». Другими словами – какая именно информация в дальнейшем попадёт в бухгалтерскую отчётность (и налоговые декларации), а какая отправиться в мусорную корзину либо в специальную папку-справочник.

Таким образом, если в учётной политике организации прописано чёрным по белому – «бухгалтерский учёт в ООО «ТТТ» ведётся с помощью специализированной бухгалтерской программы … (название вставьте сами)» - то регистры бухгалтерского учёта, сформированные этой программой, и будут считаться официальными. А всё остальное – просто бумажками. Обязательность утверждения форм регистров учёта определена пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».

Впрочем, при выборе технологии обработки учётной документации нужно учесть возможность того, что программа, как бы она не была распрекрасна, всё равно полностью не сможет удовлетворить какие-то специальные требования или решить особые задачи по формированию регистров учёта. Может быть, вам захочется разработать какие-то свои, только вам нужные регистры (по аналогии с первичными учётными документами). В таком случае, в учётной политике надо выбрать «комбинированный способ», указав при этом дополнительные регистры, которые вы будете использовать при этом.

Основной текст учётной политики засорять детальным перечислением таких регистров не следует (мы, вроде бы, договорились, что учётная политика должна быть компактна и удобна в использовании). Поэтому подобный перечень регистров и их образцы уместнее будет привести либо в специальном приложении к учётной политике, либо в отдельном положении.

Если у вас учёт всё ещё ведётся вручную, тогда придётся перечислить в учётной политике (точнее – в приложении к ней) все те регистры учёта, которые являются основанием для составления отчётности. Что делать – программные регистры чётко определены, а фантазия человека безгранична. Поэтому регистр ручного либо составленного на компьютере с помощью текстового процессора должен быть чётко поименован и указан в учётной политике. Чтобы все знали – официальный источник информации о текущей деятельности организации именно этот регистр и ни что иное.

Порядок проведения инвентаризации

Без инвентаризации – никуда. Потому как это самый надёжный контрольный инструмент. Мало ли что написано в учётных регистрах и отчётности. А вот пойдёшь сам лично с инвентарной ведомостью и ручкой (или с ноутбуком и считывателем штрих-кодов) и сам лично пересчитаешь все столы, шкафы, компьютеры, ящики с гвоздями, инструменты, станки… (ничего не пропустил?)… И окажется вдруг, что чего-то больше, чего-то меньше, что-то не существует из того, что есть, и, наоборот, есть то, чего нигде не значилось (из личного опыта – как-то на одном заводе в ходе инвентаризации обнаружили целое здание (!) и три легковых автомобиля (?!), никогда не числившихся в учёте).

Шутки шутками, но инвентаризацию нужно проводить. Об этом где только не написано – и в Законе о бухгалтерском учёте (статья 11), и в Положении по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации (утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н и до сих пор не отменено) – в пункте 27 раздела II. Есть даже специальные «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утверждённые Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. Ну а о обязательности отражения в учётной политике порядка проведения инвентаризации активов и обязательств указано сами знаете где - в пункте 4 раздела II ПБУ 1/2008.

Предвижу вопрос – а зачем об этом писать в учётной политике, если инвентаризация – вещь обязательная? Отвечаю – есть случаи обязательной инвентаризации (они, в частности, приведены в пункте 27 раздела II Положении по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности), но организация может со своей стороны придумать ещё какие-то основания для её проведения, если ей это необходимо в контрольных целях. В том же пункте 27 указано, что инвентаризация основных средств может производиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет. То есть с этой частотой инвентаризацию данных активов по любому надо проводить, но если организация хочет чаще – пожалуйста. То же и с материально-производственными запасами. В некоторых организациях торговли инвентаризацию проводят вообще ежеквартально, а то и чаще (ежемесячно, еженедельно, даже ежедневно!). Вот какой простор! И никто это не запретит, для организации это только во благо (если, конечно, это не вредит общему производстве

нному процессу – с трудом себе представляю еженедельную инвентаризацию на складе готовой продукции крупного комбината).

Так что про инвентаризацию в учётной политике писать нужно. Как напишете – так и будет. Только писать нужно самое необходимое (о сроках и частоте проведения, например). А подробную регламентацию её проведения лучше описать в отдельном положении, которое будет отражать специфику вашей организации.

Если у вас возникают вопросы, мнения, размышления — высказывайтесь и задавайте вопросы на тему — я вам обязательно отвечу.

До следующей встречи!

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай