103
Оставить комментарий Распечатать

Как Высший арбитражный суд разъяснил закон о рекламе (окончание)?

Размер шрифта:

Подрядчик тоже отвечает за незаконную рекламную конструкцию

Важным и, увы, негативным для бизнеса, стало разъяснение ВАС, данное им в пункте 14 Постановления. Согласно ему, судам следует исходить из того, что:

"субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.37 КоАП РФ, могут являться не только заказчик по договору на установку рекламной конструкции, в интересах которого производится такая установка, но и лицо, непосредственно выполнившее работу по установке рекламной конструкции, так как оно обязано удостовериться в том, что заказчик работ обладает соответствующим разрешением на установку рекламной конструкции".

Для "спама" нужно согласие

Пункт 15 определяет правила для такого распространенного явления, как рассылка рекламы по сетям электросвязи. Согласно ему, согласие абонента на получение рекламы:

"может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя".

Однако, "согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы.

Мат в России знает каждый

Как поступать, если рассматривается дело по статье 14.3 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за использование в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов? Следует ли назначать для решения вопроса бранности слов экспертизу? С точки зрения ВАС, для решения данного вопроса "специальных знаний, как правило, не требуется, в связи с чем неназначение судом соответствующей экспертизы само по себе не является основанием для отмены судебного акта".

Удаление крепежа зависит от воли собственника

На практике нередко возникает вопрос – следует ли при демонтаже незаконных рекламных конструкций удалять крепеж, на котором держалась реклама? Вроде бы да, но вдруг эти элементы пригодятся самому собственнику.

В результате, в пункте 17 Постановления судьи сошлись на том, что обязанность по демонтажу таких элементов возникает только если:

"собственником недвижимого имущества или уполномоченным органом было заявлено требование о полном демонтаже конструкции, включая элементы крепежа".

Рекламная конструкция – правила установлены

Ряд важных разъяснений были даны Пленумом в отношении правовых статусов рекламных конструкций. Вот основные из них:

  1. "Не может быть признана самовольной установка рекламной конструкции, разрешение на осуществление которой впоследствии было аннулировано, признано недействительным или срок его действия истек" (пункт 18 Постановления).

  2. "Ответственность за административное правонарушение несет то лицо, которое являлось собственником рекламной конструкции на момент совершения соответствующего административного правонарушения" (пункт 19 Постановления).

  3. Осуществить демонтаж рекламной конструкции в случае аннулирования разрешения на установку рекламной конструкции или признания его недействительным должен фактический владелец рекламной конструкции. При этом не имеет значения, кому выдавалось разрешение на установку соответствующей рекламной конструкции (пункт 20 Постановления).

  4. При неисполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции требование о ее принудительном демонтаже должно быть предъявлено к владельцу либо к собственнику соответствующей конструкции, а при невозможности установления этих лиц - к собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, на котором размещена рекламная конструкция (пункт 20 Постановления).

  5. Если обязанность демонтировать рекламную конструкцию возникла в связи с аннулированием разрешения, признанием его недействительным или истечением срока его действия, должен применяться судебный порядок демонтажа рекламной конструкции (пункт 21 Постановления). При этом расходы по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции подлежат взысканию с лица, ее установившего, а при его отсутствии - с лица, осуществляющего непосредственную эксплуатацию такой конструкции.

Реклама финансовых услуг упорядочилась

Ряд ценных разъяснений был дан и применительно к рекламе финансовых услуг. Вот главнейшие:

  1. Зачастую в рекламе финансовых услуг предлагается узнавать все условия оказания услуг у консультантов. В этой связи Пленум отметил, что подобная ссылка:

    "не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий" (пункт 24 Постановления).

  2. При исполнении обязанности указать все условия, влияющие на стоимость кредита, "рекламодатель не обязан указывать конкретный размер дополнительных расходов, которые понесет заемщик, воспользовавшись рекламируемой банковской услугой. Достаточно перечисления таких расходов". Также к таким условиям "не может быть отнесена информация о неблагоприятных последствиях нарушения договора на оказание финансовых услуг, которые может понести заемщик при неисполнении обязательства, поскольку указанные последствия не могут быть определены рекламодателем до возникновения факта нарушения соответствующих условий договора" (пункт 25 Постановления).

Стимулирующие мероприятия рекламировать станет легче

В силу статьи 9 Закона о рекламе, в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны сроки проведения данного мероприятия, а также источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения. Однако, с точки зрения Пленума:

"названные нормы обязывают рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия и так далее, а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта, номер телефона, по которому можно получить информацию)" (пункт 28 Постановления).

Играть со шрифтами в целях обмана не стоит

Чуть ли не каждый день мы можем увидеть рекламу, в которой часть информации выполнена практически нечитаемым мелким шрифтом. В этой связи Пленум отметил, что:

"если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей … . При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями (пункт 28 Постановления).

При необходимости, "суд может назначить экспертизу для разрешения вопросов о том, насколько та или иная информация, содержащаяся в рекламе, является воспринимаемой".

В вашем деле суд решил не так как Пленум? На пересмотр!

В завершение Постановления Пленум сделал стандартную и необходимую оговорку:

"Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые на основании норм права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий" (пункт 32 Постановления).

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай