Учетная политика организации

Впервые понятие «учётная политика» было введено в обиход ПБУ 1/94 «Учётная политика предприятия» (утверждено Приказом Минфина РФ от 28.07.1994 № 100; утратило силу в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н) - «Под учётной политикой предприятия понимается выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учёта - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности» (пункт 1.2 раздела 1).

В ПБУ 1/98 «Учётная политика организации» (утверждено Приказом Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н; утратило силу в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н) определение учётной политики стало таким - «Под учётной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности» (пункт 2 раздела I). Как видим, существенно формулировка не поменялась - слово «предприятие» было заменено на слово «организация» и убрана излишняя конкретизация фактов хозяйственной деятельности.

В ныне действующем ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» (утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н) под учётной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (пункт 2 раздела I). То есть, хотя ПБУ было принято и новое, но формулировка, указанная в утратившем силу ПБУ, совершенно не изменилась.

Организация самостоятельно формирует свою учётную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, федеральными и отраслевыми стандартами (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). При этом не существует формальных требований о том, кто именно будет заниматься разработкой учётной политики - бухгалтерская служба, непосредственно руководитель (в малых и микропредприятиях), сторонняя организация или привлечённый на основании договора гражданско-правового характера специалист.

При формировании учётной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами. В тех случаях, когда в отношении конкретного объекта бухгалтерского учёта нормативными документами не установлен способ ведения бухгалтерского учёта, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, федеральными и (или) отраслевыми стандартами (пункты 3 и 4 статьи 8 Закона № 402-ФЗ).

Учётная политика должна применяться последовательно из года в год (пункт 5 статьи 8 Закона № 402-ФЗ). Вносить в неё изменения возможно только в следующих случаях (пункт 6 статьи 8 Закона № 402-ФЗ):

  1. если меняются требования, установленные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, федеральными и (или) отраслевыми стандартами (меняются или вводятся в действие новые законы, ПБУ или методические указания);

  2. при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учёта, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учёта (зависит от самой организации; например, вводится автоматизированная система передачи и обработки внутренней учётной и управленческой информации);

  3. при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта (например, появление новых, ранее отсутствующих, видов хозяйственных операций; открытие новых обособленных подразделений в других регионах; новых производств; новых видов деятельности; утрата статуса субъекта малого предпринимательства и т. п.)

Определение учётной политики для целей налогового учёта приведено в пункте 2 статьи 11 НК РФ. Это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учёта иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Принципиальных отличий в определениях нет - разница только в прилагательных к слову «учёт» (бухгалтерский и налоговый).

Обязательность наличия учётной политики у организации законодательством не регламентировано. Штраф непосредственно за её отсутствие невелик - всего 200 рублей (пункт 1 статьи 126 НК РФ - как за непредоставление документов, необходимых для налогового контроля). Однако это вовсе не означает, что учётная политика не нужна. Отсутствие «бухгалтерской» учётной политики может привести к путанице при ведении бухгалтерского учёта, что также косвенно может привести к проблемам и в налоговом учёте. Отсутствие «налоговой» учётной политики при наличии применения сразу нескольких способов формирования сведений о расходах, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль, может привести к разногласиям с органами ФНС, которые при проведении проверки имеют право пересчитать налогооблагаемую базу так, как они считают нужным. У организации в этом случае будет отсутствовать свой внутренний нормативный документ, обосновывающий порядок ведения налогового учёта. В итоге разногласия придётся разрешать в судебном порядке.