Нужно ли разрешение города для размещения рекламы на своем заборе, и обязана ли я платить налог на рекламу?

Содержание

В моей организации возник вопрос о размещении рекламы на собственном заборе. Необходимо ли получать разрешение у городских властей для такого размещения? Также интересует, нужно ли платить налог на рекламу в этом случае​​.

Какие правовые последствия влечет за собой размещение наружной рекламы на заборе?

Какие могут быть последствия размещения наружной рекламы на собственном заборе с точки зрения законодательства, особенно если учесть, что забор не упоминается в законе о рекламе как конструкция для рекламы​​​​?

Отвечает Кондрахина Виктория

Сведения рекламного характера, размещенные на собственном заборе (в том числе растяжки, баннеры), исходя из ст. 3 и 19 закона № 38-ФЗ, относятся к наружной рекламе, установку которой необходимо осуществлять с соблюдением правил, предписанных ФЗ № 38-ФЗ. Для размещения подобных объявлений необходимо получать разрешение у местных органов власти.

Последствия при выявлении уполномоченными органами рекламных вывесок на ограждении, установленных без разрешения:

  • выдача органом местного самоуправления предписания о демонтаже незаконно размещенной информации. Срок исполнения требований предписания — один месяц со дня его выдачи;
  • привлечение к административной ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ.

Законами субъектов РФ могут предъявляться дополнительные требования к порядку расположения и внешнему виду рекламной информации, размещаемой на территории субъекта. Например, Кодексом Московской области об административных правонарушениях предусмотрена специальная ответственность за нарушение требований, предъявляемых к внешнему виду конструкций, предназначенных для размещения рассматриваемых объявлений (ст. 6.20 КоАП МО от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ).

Можно ли размещать рекламу на своем заборе без специального разрешения?

Если забор не указан в законе как средство для размещения рекламы, можно ли на нем размещать рекламу без получения специального разрешения?​​

Отвечает Кондрахина Виктория

Хотя забор и не поименован в законе как конструкция для размещения рекламы, установка на нем указанной информации без разрешения или согласования с органами местного самоуправления — опасное дело. Содержащийся в статье 19 закона № 38-ФЗ перечень мест и средств для установки рекламы, для которых необходимо получать разрешение, не является закрытым. К рекламным конструкциям, помимо перечисленных в законе, относятся любые технические средства стабильного территориального размещения (ограждения не являются исключением), установленные стационарно, и демонтаж которых невозможен без использования специальных инструментов или механизмов (письмо ФАС России от 19.09.2018 № РП/75002/18).

Кроме того, нормативными актами субъектов к информации рекламного характера предъявляются часто дополнительные требования, вплоть до запрещения размещать ее на ограждениях.

Например, в Московской области на ограждениях разрешаются только информационные конструкции специального назначения (ИКСН). ИКСН — это доски и таблички размером не более 0,8 кв. м, предназначенные для доведения до потребителя информации, обязательной для размещения, согласно ФЗ о защите прав потребителей, и не являющейся рекламной. Устанавливать ее допускается, в том числе, на элементах входных групп заборов (Распоряжение Главархитектуры МО от 14.07.2015 № 31РВ-72).

Иные средства для расположения информации и рекламные конструкции на заборах любых видов в Московской области допускается размещать, только если это предусмотрено первоначальным проектом самого ограждения.

Почему не разрешается размещать рекламу на собственном заборе?

Непонятно, почему нельзя разместить рекламный плакат о своей фирме на собственном заборе. Какие могут быть причины запрета или ограничений на такое размещение рекламы?

Отвечает Кондрахина Виктория

Ограничения, предусмотренные законом для размещения рекламной информации, в том числе требования о получении разрешения или согласования ее установки с органами местной власти введены для:

  • ограничения распространения незаконной рекламы, в том числе в отношении товаров, запрещенных к рекламированию (наркотические, психотропные вещества и др.);
  • контроля сведений, содержащихся на рекламных объявлениях, в целях доступности их доведения до несовершеннолетних и отсутствия на них непристойных выражений;
  • проверки ее соответствия эстетическому облику города;
  • оценки места размещения подобной информации на предмет удобства для граждан. Например, не создает ли щит или баннер препятствий для пешеходов и водителей, мешая видеть им дорожные знаки и светофоры.

Стоит отметить, что законодательство разрешает помещать информацию о наименовании (коммерческом обозначении) организации в месте ее нахождения, равно как и сведения о режиме работы и продаваемом товаре, размещение которых обязательно в силу закона о защите прав потребителей (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58). Но если, помимо наименования организации, объявления будут содержать иные изображения или лозунги, направленные на привлечение покупателя, высока вероятность признания судом такой информации рекламной и привлечения рекламодателя к ответственности.

Каким образом должна быть оформлена реклама на заборе?

Как должна выглядеть реклама на заборе, чтобы соответствовать законодательным требованиям? Какие типы рекламных конструкций можно использовать и как это влияет на законность размещения?​

Отвечает Илюшенко Анна

Порядок размещения рекламы в любом виде регулируется Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ.

Кроме того, необходимо рассмотреть еще нормативные акты органов местного самоуправления района или городского округа (ОМС), где располагается интересующая нас огороженная территория. Разрешительные документы выдаются ОМС отдельно на каждый случай. Срок разрешительных документов равен сроку действия договора, который предполагает установку и эксплуатацию рекламной конструкции (п. 17 ст. 19 ФЗ 38).

То есть необходимо заключить договор с владельцем места (хозяином земельного участка, здания или иной недвижимости, к которой относится забор, либо с иным лицом, кто вправе распоряжаться недвижимым имуществом (человек по доверенности, арендатор и т. п.). А потом обратиться за разрешением.

Какие конструкции возможны для рекламы на заборе — это определяется местными регламентами (обычно они называются регламентами информационного и рекламного оформления зданий и объектов благоустройства в конкретном городе или районе).

Был ли отменен налог на рекламу и как это влияет на размещение рекламы на заборе?

Часто упоминается, что налог на рекламу был отменен. Как это влияет на обязанности организации по уплате налогов при размещении рекламы на заборе?​​

Отвечает Илюшенко Анна

Налог на рекламу устанавливался законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ФЗ от 27.12.1991 № 2118-1). В статье 21 этого нормативного акта указывалось, что его уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5 процентов стоимости рекламных услуг. Он являлся местным, соответственно, вводили его муниципальные органы.

Но эта норма утратила силу на территории РФ с 1 января 2005 года (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ). Соответственно, налог за баннер или плакат на заборе уплачивать нет необходимости, хотя до сих пор некоторые финансовые и бухгалтерские работники и руководители организаций переживают, не будут ли они привлечены к ответственности за нарушение налогового и рекламного законодательства, не предусмотрев этот нюанс.

Каковы требования к размещению рекламы на заборе и дополнительных конструкциях?

В моем случае реклама размещена на стене забора и домике охраны. Какие правила и требования следует учитывать при размещении рекламы на этих конструкциях?

Отвечает Алешина Ольга

При размещении рекламы на собственном заборе и строениях, они признаются рекламными конструкциями. Тут действуют общие правила и требования, установленные ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ.

Для размещения потребуется обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о получении разрешения на установку баннеров, растяжек и т.п.

К заявлению необходимо приложить:

  1. Квитанцию об уплате госпошлины в сумме 5000 рублей. Иные платежи требовать запрещено.
  2. Проект рекламной конструкции для согласования.
  3. Согласие собственника или владельца строения, сооружения, где планируется разместить рекламу. Если она находится на собственном объекте, то необходимо представить документы, подтверждающие право собственности (на недвижимость или, как в рассматриваемом случае, на земельный участок, где расположен забор, домик охраны).

При установке необходимо не допускать нарушения Правил дорожного движения, сложившегося архитектурного облика населенного пункта, требований технического регламента.

Если разместить рекламный стенд без получения соответствующих разрешений и с нарушением установленных правил, то местные власти не только выпишут штраф, но и выдадут предписание о демонтаже незаконно возведенной рекламной конструкции. В результате придется демонтировать и забор, и домик охранника.

Нужно ли разрешение для размещения указателя на частной территории?

Я владею небольшим магазином, который находится на частной территории, и хочу установить указатель на заборе, чтобы привлечь клиентов. Однако, не знаю, нужно ли для этого получать какие-либо разрешения от местных властей. Какую документацию нужно подготовить, чтобы избежать проблем в будущем? Какие последствия могут быть за отсутствие такого разрешения?

Отвечает Алешина Ольга

Точный ответ на ваш вопрос зависит от того, что вы планируете разместить. Если на заборе вы повесите только информационный указатель, на котором содержится только название вашего магазина, ассортимент реализуемых товаров (например, «Продукты»), стрелка и расстояние до магазина, то такой указатель не относится к наружной рекламе. Соответственно, получать какие-либо разрешения от местных властей для размещения такого указателя не требуется. Но если на такой вывеске вы разместите информацию рекламного характера, например, о проводимых акциях, какой-либо слоган, тогда вывеска относится к наружной рекламе (п. 1 ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006). В этом случае вам потребуется обратиться в местную администрацию за получением разрешения на ее размещение. Получать его необходимо и в случаях, когда рекламная конструкция размещается на вашей частной территории.

При самовольном ее размещении, без получения соответствующих разрешений, вам выдадут предписание о демонтаже вывески и привлекут к административной ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ. Размер штрафа по этой норме составляет для граждан — от 1000 до 5000 рублей, для юридических лиц — от 500 000 до 1 млн руб.

Требуется ли специальное оформление для рекламных баннеров на личном участке?

Хотел бы установить рекламный баннер на своём участке для продвижения арендного бизнеса. Нужно ли мне оформлять какую-то специальную документацию для этого? Существуют ли какие-то местные или федеральные ограничения по размеру и содержанию баннера, которые могли бы повлиять на мое решение?

Отвечает Алешина Ольга

Исходя из положений п. 1 ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006, баннер относится к наружной рекламе. Для легального его размещения на земельном участке, который принадлежит вам на праве собственности, вам необходимо обратиться в орган местного самоуправления для получения разрешения на установку и эксплуатацию. Для этого направьте в местную администрацию заявление в бумажном или электронном виде, указав в нем данные о себе, уплатите за выдачу разрешения госпошлину в размере 5000 руб. (п. 105 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ). К заявлению прилагается проект рекламной конструкции, который содержит сведения о ее размере, цветовом решении, величине шрифта и т. д. В некоторых муниципальных образованиях местными правилами устанавливаются ограничения по размеру и содержанию наружной рекламы. Поэтому, прежде чем готовить проект, обратитесь в местную администрацию и узнайте, установлены ли в вашем городе (районе) такие ограничения.

Как избежать штрафов за размещение рекламы на частной земле?

Недавно я узнал, что за неправильное размещение рекламы на частной земле могут выписать штрафы. У меня есть небольшой садовый участок, на котором я хотел бы разместить рекламные конструкции. Подскажите, что нужно учесть, чтобы не попасть под штрафные санкции? Какие местные законы необходимо изучить и какие разрешения получить?

Отвечает Алешина Ольга

Размещение наружной рекламы, в т. ч. на земельном участке, который находится в вашей собственности, допускается только при наличии разрешения на ее установку и эксплуатацию, которое выдается местной администрацией (ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006). Для получения такого разрешения обратитесь в местную администрацию и подайте заявление, в котором укажите свои данные, приложите документы о правах не землю, проект рекламной конструкции, которую вы планируете разместить на своем садовом участке. За выдачу разрешения необходимо уплатить госпошлину, размер которой составляет 5000 руб. В некоторых городах (районах) местным законодательством установлены правила, предъявляемые к виду размещаемой наружной рекламы (например, размер конструкции, шрифта, цветовое решение и т. д.). Узнать, есть ли такие особые требования в вашем городе (районе), можно на его официальном сайте или лично обратившись в муниципальную администрацию.

Какой статус у рекламных конструкций на общественных территориях возле моего дома?

Я владею магазином, расположенным рядом с парковой зоной, и собираюсь установить рекламные конструкции рядом с входом в парк. Нужно ли мне согласовывать размещение с муниципальными властями и платить налоги, если конструкции будут установлены на общественной территории, прилегающей к моему дому? Какие правила действуют в таких ситуациях?

Отвечает Алешина Ольга

Да, вам потребуется получать разрешение на размещение и эксплуатацию наружной рекламы. Для этого необходимо подать заявление в орган местного самоуправления. Особенности выдачи разрешения зависят от того, кому принадлежит земельный участок, на котором вы планируете разметить свою рекламу:

Если земля относится к многоквартирному дому и является общим имуществом ее собственников, необходимо получить согласие собственников помещения в таком МКД, в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ. После получения согласия с уполномоченным собственниками помещений в МКД лицом заключается договор об установке рекламы, который прилагается к заявлению на выдачу разрешения.

Если земля является государственной или муниципальной, тогда заключить договор об установке получится только по результатам торгов. Они проводятся в форме аукциона или конкурса. Дополнительно для проведения торгов потребуется утвердить схему размещения рекламных конструкций (ч. 5.1 и 5.8 ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006).

За выдачу разрешения уплачивается госпошлина в сумме 5000 руб. Уплата каких-либо налогов за размещение наружной рекламы не предусмотрена. Но договором об установке рекламной конструкции с собственником земли допускается установление платы за ее использование для размещения рекламы.

Читайте также: