Позиция ФНС России об утрате права на ПСН: уплаченный налог не вернут, но он уменьшит УСН

Специалисты ФНС России ответили на вопрос, что происходит с налогом по патенту, если предприниматель утратил право на ПСН: какие начисления аннулируют, а какие деньги вернуть уже нельзя.

Позиция ФНС подробно изложена в письме ФНС России от 28.09.2026 № СД-36-3/8565@. Письмо адресовано налоговым органам и согласовано с Минфином России.

  • Предприниматель, утративший право на ПСН, считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала периода, на который выдан патент. Если параллельно он применял УСН или ЕСХН — на эти режимы. Основания для утраты права перечислены в пункте 6 статьи 346.45 НК РФ.
  • Налоги за этот период предприниматель платит в порядке, установленном для вновь зарегистрированных ИП. НДФЛ, налог по УСН или ЕСХН уменьшаются на сумму налога, уплаченного по патенту.
  • Об утрате права нужно заявить в налоговую в течение 10 календарных дней со дня, когда наступило основание.
  • Деньги, зачтенные в счет налога по патенту со сроком уплаты до дня утраты права, не возвращают и не зачитывают в счет других налогов. Зато ими можно уменьшить налог по другому режиму.
  • Начисления по патенту со сроком уплаты после дня утраты права налоговая аннулирует.
  • Пример из письма: патент на 2026 год стоит 90 000 рублей — 30 000 рублей со сроком уплаты 01.04.2026 и 60 000 рублей со сроком 28.12.2026. В счет первого платежа зачтено 20 000 рублей. Основание для утраты права возникло 01.07.2026, заявление подано 10.07.2026.
  • В этом случае налоговая аннулирует 10 000 рублей неуплаченного остатка по сроку 01.04.2026 и все 60 000 рублей по сроку 28.12.2026. Зачтенные 20 000 рублей остаются в начислениях: их не вернут, но ими можно уменьшить налог по УСН.
  • Позицию Минфин России согласовал письмом от 23.09.2026 № 03-11-09/83676.

Таким образом, при утрате права на патент деньги, уже зачтенные в счет налога по ПСН, назад не получить — они уменьшат налог по УСН, ЕСХН или НДФЛ за тот же период. Платежи по патенту со сроком уплаты после утраты права налоговая аннулирует, а по примеру из письма — и неуплаченный остаток платежа, срок которого наступил раньше.

Перейти в полный текст Письма ФНС России № СД-36-3/8565@ от 28.09.2026 в системе Консультант Плюс

Автор, редактор-эксперт