Суды уточнили, как правильно оценивать опыт коллективного участника закупки по 223-ФЗ

Если в закупке по 223-ФЗ есть коллективный участник, необходимо оценивать суммарный опыт компаний, входящих в его состав, а не опыт отдельного его представителя. К такому выводу пришли УФАС по Санкт-Петербургу и три инстанции арбитражных судов.

В Санкт-Петербурге три инстанции арбитражных судов рассмотрели дело №А56-96757/2020, и 28 октября 2021 года в кассационном постановлении Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к окончательному выводу о том, что при рассмотрении стажа коллективного участника закупки по 223-ФЗ необходимо принимать во внимание суммарный опыт всех его представителей, а не кого-то одного из них.

Суть дела заключалась в том, что заказчик объявил закупку по 223-ФЗ, в рамках которой, помимо прочего, предстояло оценить опыт участников. Компаниям предстояло подтверждать его, представляя копии исполненных договоров и закрывающих документов. Документацией о закупке заказчик установил возможность наличия коллективных участников и порядок их оценки: в соответствии с документацией заказчику предстояло оценивать не суммарный стаж всех его представителей, а только одного из них — того, у которого он наибольший. То есть по правилам, установленным документацией, оценке подлежат показатели не единого коллективного участника, а только лидирующего его представителя.

Данное положение закупочной документации обжаловали в УФАС как дискриминационное. УФАС признало жалобу обоснованной и решило, что если подается коллективная заявка, оценке подлежит суммарный опыт всех компаний, в ней участвовавших. Заказчик с таким выводом антимонопольного органа не согласился и обжаловал его в арбитражном суде.

Может быть интересно:

По итогу рассмотрения вопроса в трех судебных инстанциях решение УФАС осталось в силе.

В частности, Арбитражный суд СЗФО в своем постановлении отмечает, что если компании, входящие в состав коллектива, несут солидарную ответственность за исполнение договора, то их опыт при рассмотрении заявки необходимо оценивать в сумме.

Более того, подход, избранный заказчиком, ограничивает возможность победы коллективных участников.

Заказчик в процессе ссылался на положения 223-ФЗ, в соответствии с которыми он вправе самостоятельно определять правила проведения закупок. Этот довод суды отклонили в связи с тем, что заказчики, обладая большой свободой в установлении закупочных правил, все же обязаны следовать общим закупочным принципам. Рассматриваемые правила являются дискриминационными и противоречат принципам, установленным законодательством.

Аналогичной позиции придерживается и Московское УФАС.

В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.