Обзор судебной практики: когда неустойки по госконтрактам могут быть уменьшены?

В последние два года в судебной практике встречаются интересные дела, связанные с неустойками по госконтрактам. В ряде случаев суды принимали решения о снижении штрафных санкций, учитывая такие факторы, как отсутствие негативных последствий нарушения контракта, обоюдную вину сторон и ошибки заказчика в техзадании.

Содержание

Что произошло

КонсультантПлюс подготовил обзор с интересными примерами из судебной практики на тему снижения неустойки по госконтрактам.

Верховный Суд РФ и другие судебные инстанции в некоторых случаях принимали решения о существенном уменьшении пеней и штрафов по госконтрактам. Основаниями для таких решений служили различные обстоятельства, о которых расскажем далее.

Примеры из практики

ВС РФ поддержал решение других судов о двукратном снижении пеней за просрочку поставки товара, так как нарушение контракта не привело к реальным убыткам заказчика (Определение № 303-ЭС23-17649 от 02.10.2023).

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в 10 раз уменьшил пени за просрочку проектирования, учитывая общую вину сторон в нарушении контракта и отсутствие негативных последствий от такого нарушения (постановление по делу № А75-12770/2021 от 01.11.2022).

Еще в одном случае 17-й Арбитражный апелляционный суд снизил штраф за поставку грузового транспортного средства с параметрами, отличающимися от техзадания, так как заказчик неверно указал необходимые характеристики, и поставщик не смог надлежащим образом исполнить контракт. Однако полностью от ответственности его не освободили, потому что ему следовало осознавать риски заключения сделки на невыполнимых условиях (постановление № 17АП-3570/2022(1)-АК по делу № А60-41768/2021 от 20.04.2022).

Читайте дополнительно по теме: