Кредиторам посоветовали не вводить в заблуждение заемщиков
Регуляторы выявили многочисленные случаи сокрытия информации на сайтах кредитных организаций.
Центробанк и ФАС опубликовали совместное письмо № ИН-03-59/10 от 10.02.2023, в котором дали рекомендации ломбардам, кредитным и микрофинансовым организациям, а также кредитным потребительским и сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам. Рекомендации касаются раскрытия сведений о потребительских (в том числе ипотечных) кредитах, которые организации размещают на своих сайтах.
В письме отмечается, что наиболее частым нарушением информирования о кредите является акцент на только минимальной или только максимальной процентной ставке вместо того, чтобы акцентировать внимание заемщика на более важной информации.
В нее, в частности, входит:
- размер повышенной процентной ставки по кредиту, если будут нарушены определенные требования или условия;
- необходимость покупки дополнительных услуг, чтобы получить заем под самую привлекательную процентную ставку;
- применение различных ставок в зависимости от того, вносятся ли деньги в качестве первоначальной суммы вклада или чтобы пополнить его.
Такие методы раскрытия данных могут привести к тому, что у отдельно взятой организации возникнет необоснованное преимущество перед другими кредиторами. Данные действия могут рассматриваться в качестве нарушений положений Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 и базовых стандартов.
Поэтому Центробанк и ФАС рекомендуют отражать значения процентной ставки и условия, которые влияют на ее размер, одним и тем же, не отличающимся по цвету и другим характеристикам шрифтом.
Также кредиторам рекомендовано указывать все возможные значения процентной ставки, условия, по которым они предоставляются, и период, в который они могут быть применены. Кроме того, нужно указывать размер минимальной гарантированной ставки по кредиту.
Раскрывая на своих сайтах данные о кредитах на оплату покупаемых у партнеров (включая застройщиков, автодилеров) товаров, работ или услуг, кредиторы должны акцентировать внимание заемщиков на различиях в условиях покупки у партнеров, зависящие от использования для оплаты заемных средств.
Партнеры кредиторов тоже должны раскрывать на своих сайтах сведения о различиях в условиях покупки и публиковать ссылку для перехода на тот раздел сайта кредитной организации, где содержатся сведения о кредите.
Читайте дополнительно по теме: