385

«Эх, раз, еще раз, еще много, много раз…»: ~ новая методика начисления НДС при передаче права требования задолженности

В практике делового оборота вполне обыденной является операция по уступке права требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), в порядке, предусмотренном главой 24 ГК РФ.

В целях исчисления НДС первичным кредитором данные операции до недавнего времени не вызывали никаких проблем: налогоплательщик в соответствии со статьями 153, 154 и 167 НК РФ при отгрузке товаров (работ, услуг) начисляет НДС, а при уступке прав, вытекающих из указанных выше «отгрузок», НДС уже не начисляется, поскольку право требования уступается с дисконтом, что указывает на отсутствие добавленной стоимости в рамках уступки права требования.

Данный вывод вполне согласуется с положениями НК РФ: пункт 1 статьи 155 НК РФ ссылка указывает на то, что первичный кредитор, уступающий права требования по договору реализации товаров (работ, услуг), исчисляет налоговую базу только в отношении указанных товаров (работ, услуг).

Согласитесь, коллеги, все вполне логично в НК РФ: отгрузил товары (работы, услуги) – заплатил НДС. Способ же и период погашения задолженности за отгруженные товары (работы, услуги) с 2006 года уже значения не имеют.

И вот нас опять порадовал Минфин России (в лице С.В. Разгулина), который в своем Письме от 16.09.2009 года № 03-07-11/227 указывает на то, что при уступке права требования, основанного на договоре реализации товаров (работ, услуг), налогоплательщик обязан исчислить налоговую базу с суммы сделки по передаче указанного права требования. Получается следующая арифметика: налоговая база подлежит исчислению со стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) и со стоимости переданного права требования за ЭТИ ЖЕ отгруженные товары (работы, услуг). В общем, Минфин России предлагает заплатить НДС ДВАЖДЫ…

Аргументы Минфина России не выдерживают критики не только с точки зрения экономической логики, гражданского законодательства, но и главы 21 НК РФ.

Пункт 1 статьи 155 НК РФ предусматривает, что при уступке первичным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), налоговая база по операциям реализации указанных товаров (работ, услуг) определяется в порядке, предусмотренном статьей 154 НК РФ. При этом, статья 154 НК РФ как раз и определяет правила исчисления налоговой базы по реализации товаров (работ, услуг) . Реальная обязанность по уплате НДС по сделкам, связанным с уступкой права требования, статьей 155 НК РФ предусмотрена либо для нового (последующего кредитора), либо для кредиторов, приобретающих и передающих права требования с «прибылью» (то есть, с добавленной стоимостью).

Таким образом, если системно толковать НК РФ, то никаких вопросов относительно порядка исчисления налоговой базы первичным кредитором не возникает: таковой исчисляет налоговую базу только в отношении отгруженных товаров (работ, услуг).