Работодателям придется сдавать больше отчетов: внедрение электронных трудовых уже близко
В следующем году специалистам по кадрам придется подавать больше сведений в Пенсионный фонд, Росстат и другие ведомства о стаже сотрудников. Увеличение отчетной нагрузки связано с грядущим внедрением электронных трудовых книжек. Чиновники из Минтруда заявляют об этом уже сейчас.
Что случилось?
Минтруд России собирается перевести электронные книжки российских граждан в электронный формат уже в 2019 году. Заместитель министра труда и соцразвития Любовь Ельцова рассказала на практической конференции для юристов, что законопроект, который позволит сделать трудовые кннижки виртуальными, уже почти готов, а работодателям нужно подготовиться к тому, что им придется сдавать больше отчетов о стаже сотрудников, в частности, в Пенсионный фонд.
Какой будет электронная трудовая книжка?
Чиновники считают, что электронная трудовая книжка должна представлять собой базу данных о трудовой деятельности человека. Формировать эту базу данных будут организации-работодатели путем передачи сведений в электронном виде в специализированную информационную систему Пенсионного фонда России (ПФР). Фактически вся информация о стаже будет храниться именно там, и ее придется оперативно пополнять. В качестве пилотного проекта электронные трудовые книжки готов протестировать Сбербанк России уже в следующем году, а массовое применение нового формата должно заработать к 2020 году.
Для того чтобы новые правила оформления кадровых документов заработали, чиновникам необходимы поправки в Трудовой кодекс. Ведь с порядком обращения бумажных трудовых книжек связано много нюансов. Например, когда работник увольняется с работы, руководство обязано рассчитаться с ним в последний рабочий день и выдать трудовую книжку с записью об увольнении. При следующем трудоустройстве человек должен отдать ее новому работодателю. Но если книжка будет электронной, что должен получить на руки работник при увольнении? И как новый работодатель получит сведения о его стаже? Эти моменты специалисты Минтруда пока до конца не доработали, как и не решили, кто будет хранить бумажные трудовые при их переводе в электронный формат.
Ясно только одно: на первых порах электронные документы будут добровольными и тем гражданам, которые откажуться от их использования, работодатели все равно будут обязаны делать записи в бумажные документы. Правда, чиновники уверены, что отказываться от электронного формата работники почти не будут, ведь в них есть преимущества. Любовь Ельцова перечислила несколько самых важных положительных факторов:
- сохранность персональных данных;
- снижение издержек работодателя и работника при трудоустройстве за счет удобства и скорости получения информации;
- дополнительные возможности трудоустройства для удаленных работников за счет простоты взаимодействия с кадровой службой работодателя.
Кроме того, при переводе всех данных о трудовой деятельности граждан в электронный формат получать государственные и муниципальные услуги станет проще. Им не нужно будет предоставлять сведения о трудовой деятельности, все заинтересованные органы смогут получить к ним доступ самостоятельно. Поэтому и время на получение многих госуслуг должно сократиться.
Новые отчеты для работодателей
Что касается новых отчетов, то замминистра утверждает, что никаких больших объемов ожидать не стоит. Работодателей обяжут сдавать небольшие дополнения к уже существующей отчетности в ПФР и Росстат. Скорее всего, данные в ПФР необходимо будет направлять ежемесячно, поэтому в форму СЗВ-М добавят новые поля.
Все работодатели, как и сейчас, будут формировать сведения в электронном виде о трудовой деятельности работника с использованием своих информационных систем и передавать их в контролирующие органы. Правда, при изменениях: переводе, повышении, отпуске и т.д. также придется информировать ПФР, ведь базой данных управлять будет именно он. Конкретные сроки передачи таких данных Минтруд доведет до работодателей позднее, когда новая система заработает.
Дополнительно: