Кабинет налогоплательщика — юридического лица: кому нужен и как получить доступ

Личный кабинет налогоплательщика юридического лица позволяет облегчить жизнь бухгалтера и руководителя организации и наладить онлайн-взаимодействие с налоговой инспекцией. Но доступ к ЛК получают по особым правилам. Кроме того, налоговики ограничили список операций, которые можно совершать через личный кабинет.

Содержание

Что такое личный кабинет налогоплательщика — юридического лица

Это информационный ресурс, который дает возможность решать многие вопросы с налоговиками в онлайн-формате. Доступный ЛК налогоплательщика юридического лица размещен на официальном сайте ФНС России (п. 1 ст. 11.2 НК РФ, п. 1 положения о Федеральной налоговой службе, утв. ПП РФ № 506 от 30.09.2004). И организации, и налоговики используют ЛК для реализации своих прав и обязанностей, установленных российским Налоговым кодексом.

ВАЖНО!
Помимо ЛК налогоплательщика-юрлица, для удобства бизнеса запустили мобильное приложение «Личный кабинет индивидуального предпринимателя». Приложение доступно для платформ iOs и Android. Через мобильное приложение физлица смогут зарегистрироваться в качестве ИП (письмо ФНС № Д-5-14/53 от 11.09.2023).
Подробнее: как работать с личным кабинетом ИП

Для чего нужен личный кабинет налогоплательщика — юридического лица

Через этот сервис налогоплательщик — юридическое лицо сможет оперативно обмениваться информацией с налоговой инспекцией и контрагентами напрямую, не выходя из офиса. Это хороший шанс сэкономить время и избежать поездок и простаивания в очередях. Завести индивидуальный профиль на сайте налоговой вправе любая компания.

Что вы можете делать в личном кабинете организации на сайте ФНС

Через ЛК компания сможет (п. 1.1 приложения № 3 к Приказу ФНС № ММВ-7-6/8@ от 14.01.2014, п. 9 порядка ведения кабинета ККТ, утв. Приказом ФНС № ЕД-7-20/798@ от 08.09.2021):

  • посмотреть актуальную информацию о расчетах с бюджетом — о наличии задолженности, переплаты, о возмещаемых суммах НДС;
  • подавать различные запросы, заявления и отслеживать решения, которые приняла по ним ИФНС. К примеру, плательщик сможет запросить справку о состоянии расчетов с бюджетом, справку об отсутствии долгов, выписку из ЕГРЮЛ на себя. Кроме того, ЛК позволяет подать заявления на зачет или возврат переплаты (положительного сальдо ЕНС), на совместную сверку расчетов;
  • встать или сняться с учета по месту нахождения обособленных подразделений;
  • направить документы для постановки на учет налогоплательщиков — юридических лиц (для государственной регистрации организации) или для внесения изменений в ЕГРЮЛ;
  • подать жалобу;
  • войти в кабинет ККТ. К примеру, чтобы зарегистрировать или перерегистрировать онлайн-кассу (письмо ФНС № АБ-4-20/2891@ от 05.03.2021);
  • проверять контрагентов или предоставлять партнерам информацию о своей компании. В разделе «Как меня видит налоговая» собрали показатели финансово-хозяйственной деятельности организации, которые вы сможете предоставить по запросу контрагента. Но для этого надо добавить эту компанию в «друзья». А если планируете посмотреть информацию о контрагенте, «постучитесь» в его ЛК. Сведения из личного кабинета станут доступны после того, как он подтвердит запрос. Кроме того, используйте сведения о вашем бизнесе из раздела «Как меня видит налоговая» для оценки рисков включения компании в план проверок налоговиков;
  • сформировать и направить в инспекцию сведения о переводах денег без открытия банковского счета с использованием иностранных электронных кошельков. Эту информацию предоставляют лица, у которых есть электронные средства платежа от иностранных поставщиков платежных услуг, если за отчетный год туда зачислили больше 600 000 руб. или эквивалентную сумму в валюте.

Но есть и операции, которые нельзя провести через ЛК:

Иностранное юрлицо — плательщик «налога на Google» тоже вправе завести личный кабинет на сайте ФНС. Через ЛК такая компания сможет (п. 3 ст. 11.2, п. 8 ст. 174.2 НК РФ):

  • отправить декларацию по НДС с электронных услуг;
  • заплатить налог;
  • вести переписку с налоговой инспекцией;
  • получать и отправлять документы.

Подробно функционал ЛК описан в руководстве пользователя, которое вы можете скачать на странице входа в личный кабинет. Там же есть ссылка на техническую поддержку и основные вопросы-ответы по работе с этим информационным ресурсом.

Следует отметить, что функционал ЛК не дает возможности формировать электронную отчетность, это делается с помощью специальной бесплатной программы от ФНС «Налогоплательщик ЮЛ». На сайте ФНС разместили файл для скачивания программы и инструкцию по ее установке.

Что требуется для регистрации в кабинете налогоплательщика — юридического лица

Чтобы воспользоваться сервисом личного кабинета налогоплательщика, необходимо:

  1. Получить усиленную квалифицированную электронную подпись. Руководители компаний получают УКЭП бесплатно, в удостоверяющем центре ФНС. Работникам организации, к примеру, главному бухгалтеру, придется получать электронную подпись физлица без привязки к организации в коммерческих удостоверяющих центрах, которые прошли аккредитацию по всем правилам. Список аккредитованных центров опубликован на сайте Минцифры.
  2. Выполнить ряд технических требований для работы в ЛК. Они указаны на сайте ФНС: установить ПО, скачать специальные сертификаты, установить браузер с поддержкой шифрования, настроить узлы и порты и др.
  3. Зарегистрировать личный кабинет на сайте ФНС.
Подробнее: как зарегистрироваться и подключить отправку отчетности через сервис «Налог ру»

Как получить доступ к личному кабинету организации на сайте ФНС

Для доступа к ЛК юрлица на сайте ФНС России надо получить УКЭП. Если уже получали электронную подпись для подачи отчетности по ТКС, вы сможете ее использовать, чтобы войти в личный кабинет.

ВАЖНО!
Для регистрации в ЛК необходимо, чтобы квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи выдали на руководителя организации или лицо, у которого есть доверенность с полными полномочиями. Это доверенность с полными правами на представительство в налоговых отношениях. Такая доверенность нужна для доступа к ЛК юрлица: доверенность только на предоставление отчетности не подойдет.

В сертификате УКЭП для доступа в ЛК обязательно указывается ИНН организации (п. 2.1 приложения № 3 к Приказу № ММВ-7-6/8@). В течение года — с 01.03.2024 по 01.03.2025 — проводится эксперимент по предоставлению комплексного сервиса «Старт бизнеса онлайн». В рамках этого эксперимента плательщики смогут получить такой сертификат без личного присутствия, на основании идентификации единоличного исполнительного органа, то есть руководителя компании (пп. «б» п. 2 положения из ПП РФ № 144 от 13.02.2024).

Следующий шаг — настроить рабочий компьютер. Следует выполнить все технические требования, указанные на сайте ФНС. После этого приступайте к регистрации в ЛК: сама процедура подробно описана на сайте ФНС.

При регистрации надо подписать соглашение об открытии доступа и активировать личный кабинет. Текст соглашения об открытии доступа приводится на регистрационной странице ЛК — подпишите его своей электронной подписью. Затем введите электронную почту и нажмите «Подписать и отправить». Все, процедура завершена: на странице появится сообщение об успешной регистрации.

ВАЖНО!
Чтобы предоставить доступ филиалам и другим обособленным подразделениям, руководителю компании необходимо указать сведения о таких ОП в разделе «Администрирование» ЛК.

А если доступ к личному кабинету собирается получить иностранная организация, ей надо встать на учет в налоговой инспекции (п. 3 ст. 11.2 НК РФ). После этого доступ к ЛК откроется автоматически. Встать на учет онлайн и заходить в кабинет иностранная компания сможет через сервис «НДС-офис интернет-компании». А для отправки документов в ИФНС иностранной организации придется получить усиленную неквалифицированную электронную подпись (УНЭП).

Какие проблемы возникают при работе с ЛК организации

Несмотря на бесплатность и полезный функционал этого сервиса, при его использовании возникают трудности. Во-первых, не все смогут выполнить непростые технические требования для регистрации ЛК, и не у каждого хватит терпения разобраться в объемных руководствах по использованию интерфейса кабинета.

Во-вторых, через ЛК не получится отправить отчетность напрямую. Если собираетесь подавать отчеты онлайн через сервисы ФНС, для отправки потребуется установка специальной программы «Налогоплательщик ЮЛ».

Какие альтернативы личному кабинету ФНС есть у организаций

Если хотите оперативно взаимодействовать с налоговиками и контрагентами, кабинет налогоплательщика юридического лица в 2024 году — не единственный ресурс, который дает такую возможность. Сдавать отчетность, причем не только в ФНС, но и в СФР, Росстат и другие ведомства, вы сможете через коммерческие системы — операторов электронного документооборота. Среди них — Мое дело, Контур.Экстерн, Небо и др.

Их преимущества очевидны:

  • простой интерфейс, не требующий специализированных знаний в ИТ-сфере;
  • можно все делать в «одном окне»: обмениваться письмами с налоговиками, отправлять отчетность в ФНС, СФР и другие госорганы;
  • сервисы постоянно обновляются: в этих системах есть все актуальные формы отчетности и правила их заполнения;
  • есть консультационная поддержка;
  • невысокая стоимость: от 5000 рублей в год.

Если не знаете, что выбрать, попробуйте и то, и другое: зарегистрируйтесь в ЛК на сайте ФНС и воспользуйтесь услугами онлайн-сервисов, тем более что некоторые из них предоставляют бесплатный промо-доступ. Возможно, часть специализированного функционала кабинета налогоплательщика окажется для вашей компании незаменимой, а все остальное вы сможете сделать быстро и без проблем с помощью бухгалтерских онлайн-сервисов.

Может пригодиться: как подать документы в налоговую в электронном виде

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.