Итоги работы ГосДумы по законопроектам о налогах за март 2015 года
В марте 2015 года ГосДума рассмотрела и приняла следующие законопроекты в сфере налогообложения:
«О внесении изменений в ст. 219 НК РФ и ст. 4 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций» (принят 27 марта в третьем чтении)
СУТЬ: О возможности получения социальных налоговых вычетов у работодателей и о переносе срока представления уведомления об участии в иностранных организациях.
ИНИЦИАТОР: Правительство РФ + ряд депутатов ГосДумы
АКТУАЛЬНОСТЬ:
1) Необходимость упрощения порядка получения социальных вычетов в виде исключения необходимости обязательного заполнения налогоплательщиком налоговой декларации по НДФЛ для их получения;
2) Необходимость переноса срока уведомления об участии в иностранных организациях в связи с неготовностью официальной формы такого уведомления к 01.04.2015.
СОДЕРЖАНИЕ: Законопроектом вносятся изменения в п. 2 ст. 219 части второй НК РФ, предусматривающие предоставление налогоплательщикам права на получение социальных
налоговых вычетов, предусмотренных подп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, у работодателей до окончания налогового периода при условии подтверждения такого права налоговым органом.
Кроме того, вносятся изменения в Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ, предусматривающие перенос сроков уведомления об участии в иностранных организациях (учреждении иностранных структур без образования юридического лица) с 01.04.2015 на 15.06.2015.
№ 673716-6 «О внесении изменений в НК РФ» (принят 27 марта в третьем чтении)
СУТЬ: Об уточнении порядка определения объекта налогообложения по налоговым режимам в виде ЕСХН и УСН.
ИНИЦИАТОР: Правительство РФ
АКТУАЛЬНОСТЬ: Необходимость исключения двойного налогообложения при применении ЕСХН и УСН и выставлении счетов-фактур с выделением в них сумм НДС, которые сейчас формально включаются в доходы.
СОДЕРЖАНИЕ:
1) уплаченные в указанном случае суммы НДС не будут включаться в расходы при исчислении ЕСХН и налога, уплачиваемого в связи с применением УСН;
2) снятие ограничений на применение УСН для организаций, имеющих представительства.
№ 599584-6 «О внесении изменений в статьи 173.1 и 199 Уголовного кодекса УК РФ » (принят 18 марта во втором чтении)
СУТЬ: Об усилении ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации.
ИНИЦИАТОРЫ: ряд членов Совета Федерации
АКТУАЛЬНОСТЬ: Как указывается инициаторами проекта в пояснительной записке, ст. 199 УК РФ запрещено под угрозой уголовного наказания уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций, однако в сложившейся экономической ситуации данная норма не в полной мере соответствует опасности и вреду причиняемому государству указанным видом преступления.
В современных условиях наиболее опасными и причиняющими максимальный ущерб государству являются способы уклонения от уплаты налогов и (или) сборов сопряженные с использованием подставных юридических лиц (так называемых «технических фирм»), а также с использованием компаний, зарегистрированных в низконалоговых (оффшорных) юрисдикциях.
СОДЕРЖАНИЕ: Вводятся следующие квалифицирующие признаки состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 199 УК РФ: совершение преступления организованной группой, в отношении доходов контролируемых иностранных компаний либо доходов, полученных в результате совершения контролируемой сделки.
Расширена диспозиция ст. 173.1 УК РФ за счет использования юридического лица, созданного подставными лицами в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо со сделками с денежными средствами или иным имуществом.
№ 742194-6 «О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ и о приостановлении действия абзаца третьего подп. 7 п. 2 ст. 149 части второй НК РФ в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении» (принят 27 марта в третьем чтении)
СУТЬ и СОДЕРЖАНИЕ: Об установлении до 2017 г. нулевой ставки НДС в отношении услуг по пассажирским перевозкам пригородным железнодорожным транспортом вместо освобождения указанных услуг от уплаты НДС, а также о снижении ставки НДС по внутрироссийским перевозкам с 18 до 10%.
ИНИЦИАТОР: Ряд депутатов ГосДумы
АКТУАЛЬНОСТЬ: Замена освобождения от налогообложения НДС налогообложением по ставке 0 процентов позволит перевозчикам не включать в расходы по пригородным перевозкам, а предъявлять к вычету суммы НДС, предъявленные владельцем инфраструктуры, арендодателями подвижного состава, исполнителями работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, другими поставщиками и подрядчиками.
Данная мера позволит снизить расходы (убытки) перевозчиков на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении. При этом для пассажира стоимость перевозки в связи с заменой освобождения от налогообложения НДС на налогообложение по ставке 0 процентов не увеличится.
Федеральный закон от 24.11.2014 N 376-ФЗ
Статья 143 НК РФ. Налогоплательщики
Статья 149 НК РФ. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
Статья 199 НК РФ. Порядок отнесения сумм акциза
Статья 219 НК РФ. Социальные налоговые вычеты
Статья 173.1 УК РФ. Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица