Как подготовить акт выполненных работ по договору подряда
Акт приемки выполненных работ по договору подряда — это документ, которым стороны подтверждают исполнение обязательств и фиксируют недостатки при их наличии.
Когда и кому нужен акт
ГК РФ регламентирует отношения по подрядным услугам в гл. 37.
Ст. 720 ГК РФ обязывает заказчика принять оказанные услуги или мотивированно отказаться принимать результат. Статья 720 ГК РФ не содержит требования об оформлении результатов приемки в письменном виде. Указанная норма не указывает на обязательное составление акта приемки выполненных работ, на практике приемку оформляют такой бумагой, поскольку при возникновении спора он является доказательством в суде (ст. 75 АПК РФ, ст. 71 ГПК РФ).
Закон упоминает такой документ в отношении договора строительного подряда в ст. 753 ГК РФ, не указывая единой формы.
По завершении оказания услуг заказчик и подрядчик оформляют приемку результата, для этого составляют итоговый акт выполненных работ по договору подряда, для отдельных этапов составляют промежуточные. Промежуточные используют для оплаты отдельных этапов, итоговый — для завершения расчетов.
В нём фиксируют перечень выполненных работ, указывают недостатки при их выявлении.
Как правило, по тексту сделки с фактом приемки связывают окончание расчетов между сторонами.
Наличие документа о приемке подтверждает права сторон на:
- оплату услуг;
- гарантийные обязательства;
- устранение выявленных недостатков.
В случае судебного разбирательства он является основным доказательством для требования оплаты услуг, акт приемки выполненных работ по договору подряда с недостатками подтвердит обязанность подрядчика устранить недостатки.
Для бухгалтерии он выступает закрывающим документом.
Правила составления документа
Законом не утверждена единая форма акта приемки выполненных работ, документ составляют в свободной форме.
Стороны вправе составить его в форме универсального передаточного документа (УПД), предложенной к использованию ФНС России в Письме от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@. УПД объединяет бухгалтерские реквизиты — «закрывающие» и юридические — «подтверждающие». Использование УПД рекомендуем согласовать в договоре.
Иные унифицированные формы утверждают подзаконными нормативами, их применение необязательно, допустимо разработать свой бланк. Например, акт выполненных работ в строительстве имеет форму КС-2. В нем отражены необходимые реквизиты для строительных дисциплин. Не рекомендуем использовать форму для иных правоотношений.
Утвержденный сторонами бланк оформляют как приложение к контракту.
В нём указывают:
- реквизиты контракта;
- наименование сторон;
- дату и место составления;
- перечень оказанных услуг;
- стоимость оказанных услуг;
- при выявлении недостатков — описать каждый недостаток (п. 2 ст. 720 ГК РФ);
- при наличии замечаний — сделать отметку.
Обратите внимание: заказчик после приемки вправе заявить о выявленных им скрытых недостатках (п. 4 ст. 720 ГК РФ).
По правилам акт приема-передачи работ по договору подряда составляют в двух экземплярах и подписывают представителем каждой из сторон. При наличии печати — скрепите экземпляры печатями сторон.
Подписать его вправе:
- руководитель организации;
- руководитель организации совместно с бригадиром;
- представители сторон при наличии доверенности на подписание.
Если подписывает представитель — сделайте отметку с указанием реквизитов доверенности и приложите копию доверенности.
От организации допустима комиссионная приемка, для этого составляют приказ о создании комиссии с указанием членов комиссии.
Порядок подписания регламентируют в контракте: в какой срок, на какой адрес направить оригинал и пр. Если порядок не согласовали, документ подписывают при приемке в соответствии с п. 1 ст. 720 ГК РФ.
Эксперты КонсультантПлюс разработали форму уведомления заказчика об отказе от подписания акта выполненных работ по договору подряда. Используйте эту форму бесплатно.
Образцы
Предлагаем стандартный шаблон:
Приложение № ____ к _________ № _________ от ______________
________________________________________ в лице _________________________(наименование заказчика) и ______________________________________ в лице _______________________________(наименование подрядчика) составили настоящий документ о следующем: 1. Подрядчик оказал услуги: _______________ _______________ _______________ Дополнительные услуги: _________________________ Стоимость основных услуг: ___________________________. Стоимость дополнительных услуг: _____________________. Итоговая стоимость: ________________________________. 2. Выявленные недостатки: _____________________ _____________________ 3. Сроки устранения недостатков: __________________ __________________ 4. Подписи сторон Заказчик: __________ Подрядчик: ______________________ |
А это заполненный образец акта сдачи-приемки работ по договору подряда:
Сколько хранить
Документ хранят не менее пяти лет. Локальным документом допустимо установить более продолжительный срок.