Налогообложение трудовых доходов налоговых нерезидентов: изменения с 01.01.2024
Пандемия COVID-19 привела к тому, что в Трудовом кодексе РФ с 01.01.2021 были детально прописаны условия, особенности организации, материальные гарантии при дистанционной занятости работников. Таким же образом требования российского законодательства в части налогообложения доходов удаленных сотрудников изменяются вслед за их перемещением. Определённые события спровоцировали массовый отъезд квалифицированных специалистов за границу в конце 2022 года, многие из которых продолжили выполнять свои профессиональные обязанности дистанционно.
Предыстория корректировок законодательства
Правительству РФ и законодательным органам предлагались диаметрально противоположные изменения в НК РФ: ужесточить налогообложение трудовых доходов нерезидентов или уравнять налогообложение трудовых доходов резидентов и нерезидентов. Поясним: Налоговый кодекс РФ в качестве объекта налогообложения в РФ рассматривает только доходы резидентов. Министерство финансов РФ уже разъясняло, что выполнение трудовых обязанностей нерезидентами за пределами РФ не является объектом налогообложения, так и было до 2024 года — изменения внесены законом № 389-ФЗ от 31.07.2023.
В итоге, если в трудовом договоре в качестве места работы была закреплена локация исполнителя, спустя 183 дня пребывания вне территории РФ функции работодателя как налогового агента НДФЛ прекращались (ст. 209 НК РФ). При этом, если в договоре указан адрес компании, налогообложение доходов нерезидентов от источников в РФ должно было осуществляться по ставке 30 % (п. 3 ст. 224 НК РФ).
Риск некорректного применения ставки НДФЛ при налогообложении доходов за выполнение трудовых обязанностей потенциальными нерезидентами ложился на работодателя. Для минимизации некорректных данных в 6-НДФЛ за 2023 год, налоговый агент был вправе потребовать с дистанционных работников информацию о своем местонахождении в течение года.
Что изменилось с 01.01.2024
Федеральным законом № 389-ФЗ от 31.07.2023 приняты смягчающие корректировки в НК РФ, направленные на категорию it-специалистов, работающих из-за рубежа. В статью 208 п. 1 НК РФ внесен изящный подпункт 6.2, по которому выполнение работ дистанционным сотрудником для российской организации (или подразделения иностранной компании) с российской регистрацией признается доходами от источников в РФ. Таким образом, в 2024 году доходы сотрудников независимо от статуса налогового резидентства облагаются по ставке 13(15) %.
Следует помнить, что налоговый статус физического лица за календарный год определяется исходя из общего времени его фактического нахождения на территории Российской Федерации в календарном году. Наличие иностранного вида на жительства или гражданства сами по себе не свидетельствует об отсутствии статуса налогового резидента РФ. Налоговый статус физического лица определяется на каждую дату получения им дохода, исходя из фактического времени его нахождения в РФ. Но окончательное признание резидентства осуществляется только по итогам календарного года, подробные примеры разъяснений ФНС РФ разместила на одноименной странице сайта.
Законодательство предусматривает выдачу подтверждения статуса налогового резидента по заявлению гражданина. При этом отказ в выдаче такого документа косвенно признает за заявителем статус нерезидента. Ответы на вопросы о документальном подтверждении пребывания на/вне территории РФ детально раскрыты по тому же адресу.
Другими словами, сотрудник, уехавший, допустим, в сентябре 2022 года в Казахстан, потом в Черногорию и работающий из-за рубежа на российскую компанию до октября 2024 года, будет признан нерезидентом только по итогам 2023 года. Но его работодатель в рамках изменений ст. 208 НК РФ станет удерживать НДФЛ по ставке 13 (15) % на протяжении всех периодов.
Что изменится в 2025 году
Законом № 389-ФЗ с 01.01.2025 в статью 208 НК РФ внесено другое положение (п. 1, пп. 6.3), фактически признающее доходами в РФ вознаграждение по договорам ГПХ в российских доменах, с отечественным ПО и техническими средствами, размещенными в РФ, при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:
- налогоплательщик — ФЛ — это налоговый резидент Российской Федерации;
- доходы получены налогоплательщиком — ФЛ на счет, открытый в банке, находящемся на территории РФ;
- источники выплаты доходов — это российские организации, ИП, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а еще обособленные подразделения иностранных организаций в РФ.
Таким образом, у подрядчиков по ГПХ — физических лиц с 2025 года также должно производиться удержание НДФЛ по ставке 13 (15–22 % прогрессивная шкала в зависимости от суммы, № 176-ФЗ от 12.07.2024), если работы производятся для российского ПО, а оплата осуществляется на счета в российские банки.
Нюансы заключения договоров для ИП и плательщиков НПД
Если физическое лицо заключает договор как ИП или плательщик налога на профессиональный доход (НПД), то статус налогового резидентства значения не имеет. Предпринимательские доходы ИП (кроме дивидендов и как налоговый агент) освобождены от НДФЛ (п. 3 ст. 346.11 НК РФ). Физические лица в статусе НПД также не являются плательщиками НДФЛ (ст. 8–9 закона № 422-ФЗ от 27.11.2018), что позволяет не отслеживать налоговый статус резидента, но место договора оказания услуг обязано быть указано в РФ. В Письме Минфина России № 03-11-11/103727 от 20.12.2021 разъясняется что «возможность применения налогоплательщиком специального налогового режима НПД не ставится в зависимость от наличия или отсутствия у налогоплательщика статуса налогового резидента РФ, если предпринимательская деятельность осуществляется на территории Российской Федерации». При этом следует учитывать, что самозанятый не может оказывать услуги по гражданско-правовым договорам заказчикам, которые были его работодателями менее 2 лет назад и при превышении годового дохода свыше 2,4 млн руб.
Мы готовы рассмотреть нюансы налогообложения других видов доходов, в т.ч. ситуации двойного налогообложения, консультативно и в других обзорных статьях.