Можно ли привлечь к ответственности за негативный отзыв об организации в интернете
Любой, даже самый квалифицированный специалист может столкнуться с негативным отзывом в интернете, а это порочит деловую репутацию компании в целом: имеющиеся и потенциальные партнеры, соискатели могут быть введены в заблуждение относительно надежности организации. Можно ли оспорить негативный отзыв, оставленный в интернете, и что в качестве юридически значимых обстоятельств принимают суды по таким спорам?
Можно ли оспорить негативный отзыв, оставленный в интернете
Лицо, в отношении которого в сети Интернет распространена недостоверная информация порочащего характера, имеет право на признание информации не соответствующей действительности, удаление порочащих его деловую репутацию сведений, их полное опровержение, если распространившее их лицо не докажет, что они соответствуют действительности. Например, когда клиент оставил негативный отзыв в интернете, руководствуясь одними лишь домыслами, неподтвержденными фактами, что само по себе не может считаться достоверной информацией. Отзыв говорит одно, а по факту окажется совсем другое.
Полный текст этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно
Советуем прочитать:
Какие доказательства примет суд в деле о признании информации не соответствующей действительности
По делам, связанным с распространением сведений через телекоммуникационные сети, юридически значимыми обстоятельствами в деле об установлении факта распространения сведений, порочащих деловую репутацию, являются:
- факт распространения ответчиком сведений о лице (может быть подтвержден заверенными снимками экрана компьютера с интернет-страницы (скриншот)) с указанием адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точного времени ее получения;
- порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности (суд дает независимую правовую характеристику отзыву на соответствие действительности, оценивает характер негативного отзыва). В судебной практике наглядно прослеживается, что при разрешении вопроса о том, имел ли место такой факт нанесения репутационного вреда, суд вправе принимать любые средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством (ст. 55 и 60 ГПК РФ). По своему опыту могу сказать, что это могут быть практически любые доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.
Может пригодиться: как составить иск о защите деловой репутации
Пример № 1
Предприниматель обратилась в суд с исковым заявлением к администратору сайта, на котором был размещен негативный отзыв с требованием ограничить доступ к информации, порочащей её честь, деловую репутацию и достоинство. В обоснование заявленных исковых требований истец пояснила, что в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в отношении неё были опубликованы негативные отзывы. В оспариваемых отзывах истца неоднократно обвинили в мошенничестве, хотя в отношении неё по факту никогда не возбуждались уголовные дела по ст. 159 УК РФ, она никогда не привлекалась к уголовной ответственности. Также истец добавила, что указанные негативные отзывы в сети Интернет создают у её потенциальных партнеров и клиентов ложное представление о недобросовестности при осуществлении профессиональной деятельности, выставляя её лицом, совершающим противоправные деяния, образующие составы уголовных преступлений, что формирует негативное общественное отношение к профессиональной деятельности и наносит репутационный вред.
Доказательства: в подтверждение своих доводов истец представила суду протокол осмотра доказательств, составленный нотариусом, — скриншоты страницы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также справку об отсутствии судимости или факта уголовного преследования.
Результат: изучив материалы дела, судья удовлетворил требования истца (решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 26.09.2023 по делу № 2-826/2023). Аналогичного мнения придерживался суд в Решении Ленинского районного суда города Новосибирска от 15.02.2024 № 2-2474/2024(2-10591/2023;)~М-8918/2023)).
Пример № 2
Спор по иску организации (истец) о защите деловой репутации к своему клиенту. В обоснование требований истец указал, что ответчик разместил в отношении него негативный отзыв в интернете, который имел признаки недобросовестной деятельности и нарушения законодательства и содержал в себе сведения о фактах недобросовестности истца при осуществлении деятельности и нарушении им основ ведения профессиональной деятельности. При этом данные заявления не соответствуют действительности, а утверждения о фактах или событиях не имели места в реальности во времени, к которому относятся оспариваемые сведения.
Доказательства: указанные обстоятельства истец подтвердил скриншотами сайта, а также нотариально заверенным протоколом осмотра доказательств. Также истец привлек к рассмотрению спора экспертную организацию, которая подтвердила обоснованность его требований.
Результат: изучив совокупность обстоятельств, судья нашел доводы истца убедительными, что и послужило основанием для удовлетворения его требований (Решение Ленинского районного суда города Уфы от 28.05.2024 № 2-2181/2024).
Пример № 3
Адвокат обратился в суд с исковым заявлением к владельцу сайта (ответчик), указав, что в информационно-телекоммуникационной сети Интернет опубликованы негативные отзывы, не соответствующие действительности и порочащие его честь, достоинство и репутацию. В результате из-за действий ответчика истцу был причинен сильный вред деловой репутации, многолетнему авторитетному имени, которое он формировал путем оказания юридических услуг гражданам на высшем уровне.
Доказательства: в подтверждение своих доводов истец предоставила суду характеристику, выданную коллегией адвокатов (членом которой является истец), из которой ясно следует, что заявление, сделанное в оспариваемом отзыве в
утвердительной форме, не соответствовало действительности.
Результат: с учетом предоставленных доказательств, имеющихся в материалах дела, судья решил требования истца удовлетворить (Решение Центрального районного суда города Волгограда от 30.10.2023 № 2-4560/2023~М-3818/2023).
В качестве резюме отмечу, что решающее значение будут иметь цель и характер негативного отзыва в интернете. Одно дело, когда спорный отзыв содержит в себе фразы и выражения, которые направлены на достижение определенной цели — дискредитировать истца, и совсем другое, когда они по сути являются оценочным суждением и мнением, выражающими убеждения ответчика, и не имеют оскорбительного характера. В последнем случае такой отзыв нельзя трактовать как утверждение о фактах, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Как это было в Решении Кировского районного суда города Саратова от 02.03.2022 № 2-1157/2022~М-405/2022, где адвокат обратился в суд с требованием обязать ответчика удалить негативные отзывы в сети Интернет на сайтах и взыскать с него компенсацию морального вреда. Оппонент же исковые требования не признал, пояснив, что содержание размещенной в сети Интернет указанной информации действительно имело место, поскольку истец представлял его интересы в судебных инстанциях, и у ответчика сложилось негативное мнение о его работе. При этом содержание и общий контекст оспариваемой истцом информации носили в себе субъективно-оценочный характер спорных высказываний. В результате суд пришел к выводу о необоснованности требований истца о признании сведений, изложенных на указанных интернет-сайтах, не соответствующих действительности, что и послужило основанием для отказа в удовлетворении заявленных им требований.
На заметку: онлайн-ресурсы, принимающие жалобы граждан
Часто задаваемые вопросы по теме
-
Можно ли оспорить негативный отзыв, оставленный в интернете?
Разрешено оспорить негативный отзыв в сети Интернет, если он содержит в себе недостоверную информацию порочащего характера.
-
Чем подтвердить недостоверность опубликованной информации в негативном отзыве?
Действующим законодательством не установлен перечень допустимых доказательств, на основании которых устанавливается факт распространения сведений, порочащих деловую репутацию в сети Интернет, посредством размещения негативного отзыва. Поэтому это могут быть практически любые доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.
-
Как защитить свои права в случае распространения ложных сведений в сети Интернет лицом, которое невозможно идентифицировать?
Если негативный отзыв был опубликован в интернете анонимным лицо, то в этом случае вы вправе обратиться в суд с требованием к владельцу интернет-ресурса.