Пошаговая инструкция: госзакупки с нуля для новичка

Процедура участия в тендерах выглядит сложно и запутано для новичка. В статье собрали основные этапы участия в закупках по 44-ФЗ для чайников, подробно рассказали про каждый этап и о документах, которые понадобятся для заключения контракта.

Содержание

Что сделать перед участием в закупках

Чтобы начать продавать по 44-ФЗ, ознакомьтесь с пошаговой инструкцией, как работать по 44-ФЗ, которую мы составили.

Для начала выберите нишу, в которой вы будете участвовать. Правильный выбор ниши сведет к минимуму риск участия в невыгодных торгах. Для этого проводят анализ с помощью сервисов аналитики, изучают запросы на электронных площадках.

После выбора ниши переходите к первому этапу, который закрепила пошаговая инструкция, как участвовать в электронном аукционе для новичка:

Этап 1. Подготовка необходимых документов

В онлайн-торгах вправе принять участие индивидуальные предприниматели (ИП) и юрлица (АО, ООО). Для участия необходимо собрать пакет документов.

Вот что нужно для участия в госзакупках:

  • учредительные документы (устав, лист записи ЕГРЮЛ или свидетельство о регистрации);
  • полномочия руководителя (протокол об избрании или решение единственного учредителя);
  • протокол об одобрении крупной сделки;
  • декларация о соответствии требованиям к участнику закупки;
  • декларация о соответствии признакам социально ориентированных некоммерческих организаций (при наличии преимущества по ч. 3 ст. 30 ФЗ № 44);
  • данные банковского счета для участия в тендерах;
  • лицензия, если деятельность требует лицензирования;
  • документ об участии в СРО, если закон требует членства в СРО.

Изучая госзакупки для начинающих, обратите внимание: некоторые заказчики требуют предоставить копии выполненных договоров и акты приема-передачи, документы о квалификации сотрудников, доказательства отсутствия налоговой задолженности.

Этап 2. Оформление электронной подписи и регистрация в ЕИС

В 2024 году пошаговая инструкция, как работать в электронном магазине по 44-ФЗ, требует наличия цифровой подписи (ЭЦП), поскольку торги происходят в онлайн-режиме.

Ст. 5 ФЗ № 44 требует наличия усиленной ЭЦП.

ЭЦП представляет собой флеш-накопитель, на который записан уникальный код. В 2024 году ЭЦП для юрлиц и ИП оформляет ФНС. Для этого необходимо купить флешку с подготовленным программным обеспечением. Их продают удостоверяющие центры, а во многих отделениях ФНС установлены автоматы по продаже флеш-накопителей для электронной подписи. С готовой флешкой обратитесь в отделение ФНС.

Чтобы оформить подпись на сотрудника, обращаться в ФНС не требуется. Такие подписи выдают удостоверяющие центры.

Перед тем как участвовать в госзакупках, получите ЭЦП. Она понадобится на этапе регистрации на электронной площадке.

С 2020 года торги проводят на электронных площадках:

  • АО «ЕЭТП»;
  • РТС-тендер;
  • ЗАО «Сбербанк-АСТ»;
  • АГЗРТ;
  • АО «РАД»;
  • ЭТП НЭП;
  • ЭТП «ГПБ»;
  • ТЭК-Торг.

Закрытые торги по оборонному заказу и пр. проводят на площадке АСТ «ГОЗ».

Для небольших закупок на сумму до 600 000 р. у единственного поставщика по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ разработаны отдельные площадки, например ЕАТ «Березка».

С апреля 2021 года на электронных площадках разрешено проводить закупки у единственного поставщика до 3 млн руб. (ч. 12 ст. 93 ФЗ № 44).

Вот как зарегистрироваться на электронных площадках для участия в тендерах:

  • получите ЭЦП;
  • выберите одну или несколько площадок для закупок;
  • зайдите на сайт площадки и заполните форму регистрации.

Этап 3. Поиск торгов и изучение документации

Все закупки отображаются на едином сервисе — ЕИС. Самые оптимальные формы для начинающих — электронные запросы котировок и электронные аукционы. Это быстрые тендеры, которые при сумме до 1 млн рублей не требуют финансового обеспечения, а поставщика в этих процедурах выбирают по предложенной цене.

Используйте фильтр «Все параметры», установите критерии:

  • диапазон начальной цены заявки;
  • способ определения поставщика;
  • регион поставки;
  • наименование заказчика;
  • ключевые слова извещения.

Сервис отобразит закупки по выбранным параметрам поиска.

При нажатии на номер закупки отобразится информация о проводимом тендере: требования к документации, к исполнителю и пр. На этом этапе необходимо изучить требования к закупочной документации. На основании требований готовят заявку на участие.

При изучении документации обратите внимание на условия об обеспечении заявки, о требуемых лицензиях и квалификации сотрудников. Изучите техническое задание и проект контракта на предмет штрафов и неустоек, сроков исполнения.

Этап 4. Открытие спецсчета

В 2024 году пошаговая инструкция по участию в торгах на электронных площадках с нуля предполагает открытие в банке специального счета для участия в закупках. Требование об открытии спецсчета действует с 2018 года. Ранее деньги по контрактам размещали на торговом счете электронной площадки.

Для открытия счета необходимо изучить предложения банков и сравнить условия по стоимости обслуживания счета и комиссии за операции. Рекомендуем выбирать банк, в котором уже открыт расчетный счет (если он есть в списке для открытия спецсчета). Тогда придется заключить только допсоглашение. Если вашего банка в списке нет, то сравните условия, выберите наиболее выгодный вариант.

Этап 5. Подготовка и подача заявки для участия

Для участия в тендере формируют заявку участника — пакет документов в электронном виде.

Вот как подать заявку на тендер по госзакупкам:

  1. Выберите подходящее предложение.
  2. Подготовьте документы в соответствии с требованиями закупки.
  3. Войдите в личный кабинет площадки с использованием ЭЦП.
  4. Заполните форму заявки, прикрепите документы.
  5. Подпишите и отправьте заявку.

Заявку необходимо подать до истечения срока на прием заявок, иначе ее не рассмотрят. Если по условиям закупки требуется обеспечение заявки, необходимо перед ее подачей перевести сумму обеспечения на спецсчет, указанный в документах тендера.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы заполнить конкретные показатели товара в заявке без ошибок и нарушений.

Этап 6. Победа в торгах

В рамках проведения аукциона торги начинаются через 2 часа после окончания срока приема заявок. В запросе котировок цену предлагают в момент подачи заявки.

Объявляют победителя специальным протоколом. Его публикуют в ЕИС, а на почту приходит сообщение о подведении итогов.

Этап 7. Подписание контракта

Если заказчик выбрал вашу заявку, работа с документами продолжается.

Заказчик направит проект контракта. Например, для электронного аукциона срок направления проекта — 2 календарных дня. Срок на ознакомление с проектом — 5 рабочих дней.

При изучении документации обратите внимание на разделы:

  • сроки исполнения работ, оказания услуг;
  • сроки оплаты;
  • штрафы за просрочку, ненадлежащее выполнение условий.

Поставщик вправе один раз направить заказчику протокол разногласий (ст. 51 ФЗ № 44).

После подписания заказчиком контракт считается заключенным.

В 2017 году окончила НФИ КемГУ по специальности "юриспруденция". Начала работу помощником арбитражного управляющего (банкротство). Спустя 1,5 года перешла в администрацию бизнес-центра на должность руководителя юр. отдела. Сопровождаю бизнес.