Геллерт Дина
990

Как работать с порталами закупок малого объема

Портал малых закупок — это электронный магазин или специальная платформа для заключения прямых контрактов с единственным поставщиком. Разбираемся, где найти региональные магазины закупок малого объема.

Содержание

Что такое портал закупок малого объема

44-ФЗ и 223-ФЗ позволяют заказчикам выбрать неконкурентный способ определения поставщика и провести закупку у единственного поставщика. Если в такой процедуре цена контракта не превышает 600 000 руб. (а для закупок в электронной форме — до 5 млн руб.), то ее относят к категории закупок малого объема. Специальные нормы 223-ФЗ (ч. 15 ст. 4) относят к ним госзакупки, стоимость которых не превышает 500 000 руб. (при годовой выручке заказчика свыше 5 млрд руб.).

Где проходят малые закупки

Чтобы такие заказы автоматизировать, заказчики пользуются функционалом специализированных электронных площадок, которые являются частью системы управления закупками.

Площадки построены по модели электронного магазина, где отобранные поставщики размещают прайс-листы и получают заказы по упрощенной схеме.

Электронные магазины открываются и на внешних электронных торговых площадках. Например, официальный сайт малых закупок Ростовской области реализован на базе платформы РТС-тендер. На этой же площадке по закупкам малого объема на РТС-тендер размещен, например, электронный магазин города Омска (https://zmo-omsk.rts-tender.ru/) и др.

Может пригодиться:

В Самарской области на базе областной автоматизированной информационной системы государственного заказа создан одноименный модуль. Официальный сайт малых закупок Самарской области — https://webtorgi.samregion.ru/smallpurchases/Menu/Page/1.

Организации, подведомственные правительству Москвы, размещают заявки в «Электронном магазине» — подсистеме Единой автоматизированной системы торгов города Москвы (региональный портал закупок малого объема ЕАИСТ). Эта подсистема интегрирована с «Порталом поставщиков», на котором регистрируются компании, которые желают поставлять товары или услуги.

Может быть полезно: как работать с порталом поставщиков ЕАИСТ

В чем назначение порталов закупок малого объема

Порталы закупок малого объема — это удобный инструмент на базе современных IT-технологий. Он позволяет оптимизировать процесс таких заказов и снизить сопутствующие трудозатраты. Такие площадки открывают возможности:

  • объективно оценить существующий рынок предложений и выбрать наилучшее по соотношению «цена — качество»;
  • использовать технологию электронного документооборота;
  • выбрать надежного партнера на основе объективной информации.

Порталы разрабатываются и вводятся в эксплуатацию не только в целях повышения прозрачности и эффективности небольших заказов, но и для повышения спроса на продукцию региональных производителей.

От себя, как одного из представителя электронных площадок, могу сказать, что уполномоченные органы по осуществлению закупок в регионе способствуют распространению региональных торговых площадок в целях отслеживания эффективности проведения закупок заказчиками и экономии бюджетных средств.

Основной функционал торговых площадок для малых закупок

Рассмотрим функционал автоматизированной информационной системы для таких заказов на примере малых закупок на РТС для заказчиков из Ростовской области. На портале работают как с использованием электронной подписи, так и без нее. Закупки осуществляются двумя способами: при помощи заявок заказчиков или загруженных поставщиками прайс-листов. Заказчики контролируют процесс, параметры и формируют нужные им отчеты по проведению процедур.

Для поставщика портал для проведения малых закупок — это бесплатная и удобная электронная платформа, которая позволяет:

  • получать доступ к информации о закупках небольшого объема региональных заказчиков;
  • осуществлять поиск заказчиков по товарным категориям (можно подписаться на бесплатную рассылку по выбранным параметрам закупок);
  • подавать заявки на участие в отборе поставщика;
  • размещать в удобной форме предложения.

Договор заключают в электронной форме или в письменной вне портала, а затем отражают эту информацию.

Результаты деятельности площадок для закупок малого объема

Объемы осуществления небольших заказов на региональных торговых площадках оценим на примере Мурманской области. С 2015 года государственные заказчики и бюджетные учреждения Мурманской области осуществляют такие заказы на региональной торговой площадке, для этого предусмотрен специальный модуль малых закупок в Мурманской области (https://gz-murman.ru/). Модель работы показала свою эффективность в части:

  • повышения открытости (в 2023 г. заключено договоров на сумму 1558,45 млн руб., в 2024 г. — 736,46 млн руб.);
  • обеспечения свободного доступа к заказам «малого объема» всех потенциальных участников, в том числе открытия дополнительных возможностей для мелкого и среднего бизнеса, особенно для региональных поставщиков (зарегистрировано свыше 5000 поставщиков (подрядчиков, исполнителей));
  • снижения уровня коррупции;
  • развития конкуренции (среднее количество участников в процедуре — 3 в 2024 г.);
  • экономии бюджетных средств (экономия составила 289,22 млн рублей (12,6 %)).

Единый агрегатор торговли для госзакупок малого объема

С 01.03.2019 заработал единый агрегатор торговли «Березка» специально для закупок малого объема.

Читайте: как работать в ЕАТ «Березка»

Этот агрегатор создан для заключения прямых контрактов по п. 4, п. 5 и 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ федеральными заказчиками, но региональные и местные тоже закупаются на нем.