Овечкина Александра
162

Новые основания для изменения существенных условий: антикризисные меры 2023 года

Изменение политико-экономической ситуации быстро отражается на всех сферах. Правительство РФ вынуждено оперативно реагировать и применять меры поддержки, например, изменение существенных условий по 680 Постановлению для государственных контрактов. Изменения имеют свои особенности и нововведения.

Содержание

Существенные условия контракта определены ст. 432 ГК и ч. 13 ст. 34 44-ФЗ: предмет сделки, количество поставляемого товара, ответственность обеих сторон договора, сроки и способ оплаты договора и приемки товара или услуг, обеспечение исполнения договора и гарантийных обязательств. Согласно ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, существенные условия менять недопустимо, за исключением ряда случаев.

Дополнительные соглашения оформляются только посредством функционала электронных площадок и подписываются усиленной ЭЦП. Складывающаяся судебная практика применения Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 № 680 показывает увеличение исков, связанных с требованиями о внесении изменений в ранее достигнутые соглашения.

Например, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023 № 12АП-6592/2023 по делу № А06-3430/2023 — продление срока работ; постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2023 № 14АП-1355/2023, 14АП-1356/2023 по делу № А13-12736/2022 — увеличение авансирования цены контракта.

Что изменилось

ПП РФ № 1315 дает возможность компенсации роста цен на стройматериалы при исполнении госконтрактов. Вот обязательные условия соглашений, к которым применяется вышеуказанный НПА: контракт для обеспечения государственных (федеральных) нужд, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к постановлению, дата заключения — до 1 июля 2021 года, срок — не менее одного года, цена такого соглашения составляет не менее 1 млн рублей. Ограничения, которые накладывает вышеуказанный НПА: изменение существенных условий контракта не приведет к увеличению срока исполнения и (или) цены контракта более чем на 30%, нельзя менять виды и объемы работ, в том числе включать дополнительные работы.

ВАЖНО!
Если цена контракта равна или превышает 100 млн рублей, то необходимо повторно пройти государственную экспертизу проектной документации в части определения ее сметной стоимости.

Часть 70 статьи 112 44-ФЗ предоставляет возможность вносить подобные корректировки в те соглашения, срок выполнения работ по которым составляет менее 1 года.

Постановление Правительства РФ от 28.07.2022 № 1344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» вносит изменения и в ПП № 1315. Расширен список заказчиков, которые пользуются правом изменения существенных условий контрактов по капремонтам. В перечень вошли следующие организации: ФНС и подведомственные ей организации, СПбГУ, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Федеральный закон 360-ФЗ от 02.07.2021 устанавливает правила работы с изменением существенных условий. Право на уменьшение цены соглашения без изменения объема утратило силу. А существенные условия соглашений вправе менять, даже если такое право не прописано в извещении и самом договоре. Есть возможность менять объем и вид работ: теперь у сторон есть право однократно изменить срок по договорам жизненного цикла и договорам на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Период, в течение которого допускается изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ на поставку лекарств, продлен до 31.12.2023. Стороны вправе по взаимному соглашению изменить существенные условия контракта, заключенного с единственным поставщиком. Такие положения установлены ст. 1 Федерального закона от 04.11.2022 № 420-ФЗ.

Изменение существенных условий контракта допускается в следующих случаях:

  • цены на стройматериалы и ресурсы поднялись из-за введенных ограничений. В этом случае потребуется корректировка проектно-сметной документации, потом меняйте условия договора;
  • контракты на геологическую разведку и изучение недр. Корректировка условий допускается, если цена договора на геологоразведку составляет 100 миллионов рублей. Ранее предельная цена была 10 млрд рублей. Также такие контракты меняют, если в ходе исполнения выявлена бесперспективность работ и в случае возникновения ЧС;
  • изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается при исполнении договоров по проведению клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения. Предельная цена таких договоров — 40 млн рублей.

Новые основания для изменения строительных контрактов

Правительство РФ издало Постановление № 680 от 16.04.2022, на основании которого меняются существенные условия в строительном контракте. В нем указано, как изменить существенные условия договора на строительные госконтракты. В рамках возникших правоотношений бюджетному учреждению можно изменить условия в соответствии с Постановлением 680, если в процессе исполнения госконтракта на выполнение строительных работ возникли не зависящие от сторон обстоятельства, из-за которых невозможно его исполнить. Тогда допустима корректировка существенных условий:

  • изменение, продление срока исполнения;
  • корректировка объема, видов выполняемых работ по контракту, спецификации и типов оборудования по проектной документации;
  • замена строительных ресурсов на аналогичные, в том числе в связи со внесением изменений в проектную документацию;
  • изменение отдельных этапов исполнения — наименования, состава, объемов и видов работ, цены отдельного этапа;
  • установление условий о выплате аванса, об обновлении размера аванса;
  • порядок приемки и оплаты отдельного этапа исполнения, результатов выполненных работ.

Такие корректировки возможны, если заказчику хватает доведенных в данном финансовом периоде ЛБО. Отдельных разъяснений, как правильно применять Постановление Правительства № 680, на законодательном уровне не принято. Минфин раскрывает возникающие в практике вопросы посредством писем, например: письмо Минфина России от 28.04.2023 № 24-06-06/39556, письмо Минфина России от 27.03.2023 № 01-06-13/24-26611.

Вот пошаговый порядок внесения изменений в существенные условия контрактов на выполнение работ в 2023:

  1. Для внесения корректировок в соглашение поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет заказчику письменное предложение об изменении существенных условий контракта, информацию и документы, обосновывающие такое предложение, подписанный проект соглашения об изменении условий (п. 4 Постановления № 680).
  2. Заказчик в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления такого предложения, направляет контрагенту подписанное соглашение и включает необходимую информацию в реестр контрактов либо направляет ему письменный обоснованный отказ (п. 4 Постановления № 680).
  3. В случае положительного решения обеими сторонами оформляется и подписывается дополнительное соглашение.
  4. Дополнительное соглашение размещается в ЕИС.
ВАЖНО!
Постановление на изменение существенных условий контракта (ПП РФ № 680) регулирует изменение существенных условий только государственных и муниципальных контрактов. Контракты, которые нельзя скорректировать по этому постановлению по причине того, что они не являются государственными или муниципальными, меняют по ч. 65.1 ст. 112 закона № 44-ФЗ (информационное письмо Минфина России от 12.07.2022 № 24-01-07/66840).

Новые основания изменения контрактов на региональном и муниципальном уровне

Часть 65.1 введена Федеральным законом от 08.03.2022 № 46-ФЗ, в ней нет ограничений пределов корректив, вносимых в условия договора. Размер, на который происходит увеличение сроков по 44-ФЗ, может превышать установленные 44-ФЗ. Это же относится и к цене договора. Это относится к контрактам, заключенным до 01.01.2023. Но эти изменения вносятся на основании решения правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.

Например, в Воронежской области Постановление по текущим и капремонтам от 19.04.2022 № 257 устанавливает возможность изменения существенных условий по соглашению сторон.

В таблице собраны НПА, на основании которых вносят корректировки в договоры 44-ФЗ по всем регионам.

Регион Ссылка на НПА
Тульская область ПП Тульской области от 18.03.2022 № 168
Новосибирская область ПП Новосибирской области от 23.03.2022 № 113-п
Белгородская область ПП Белгородской области от 21.03.2022 № 154-пп
Тюменская область ПП Тюменской области от 21.03.2022 № 151-п
Иркутская область ПП Иркутской области от 22.03.2022 № 208-пп с изменениями, внесенными ПП Иркутской области от 17.11.2022 № 889-пп
Московская область

ПП Московской области от 22.03.2022 № 269/11

ПП Московской области от 10.07.2023 № 491-ПП

Ульяновская область

ПП Ульяновской области от 25.03.2022 № 135-П

ПП Ульяновской области от 28.12.2022 № 825-П

Орловская область ПП Орловской области от 28.03.2022 № 161
г. Москва ПП Москвы от 09.03.2022 № 345-ПП
Калининградская область ПП Калининградской области от 01.04.2022 № 173 с учетом изменений, внесенных ПП Калининградской области от 12.05.2022 № 247
Сахалинская область ПП Сахалинской обл. от 08.04.2022 № 146 с учетом изменений, внесенных ПП Сахалинской обл. от 02.08.2023 № 408
Якутия

ПП Республики Саха (Якутия) от 07.04.2022 № 208

ПП Республики Саха (Якутия) от 24.11.2022 № 693

Республика Тыва ПП Республики Тыва от 13.04.2022 № 197
Республика Адыгея Распоряжение Кабинета министров Республики Адыгея от 05.06.2023 № 182-р
Самарская область ПП Самарской обл. от 13.04.2022 № 250 с учетом изменений, внесенных ПП Самарской обл. от 02.03.2023 № 154
Волгоградская область Постановление Администрации Волгоградской обл. от 15.04.2022 № 220-п
Ханты-Мансийский автономный округ ПП Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 15.04.2022 № 153-п с учетом изменений, внесенных ПП Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 23.06.2023 № 288-п
Липецкая область ПП Липецкой обл. от 28.12.2022 № 355
Воронежская область в отношении строительных контрактов

ПП Воронежской обл. от 19.04.2022 № 257

ПП Воронежской обл. от 18.08.2022 № 563

Саратовская область

ПП Саратовской обл. от 19.04.2022 № 290-П

ПП Саратовской обл. от 19.09.2022 № 898-П

Сахалинская область (в части контрактов на продукты питания) ПП Сахалинской обл. от 25.04.2022 № 163
Республика Крым

Постановление Совета министров Республики Крым от 27.04.2022 № 279

Постановление Совета министров Республики Крым от 10.08.2022 № 573

Пермский край ПП Пермского края от 29.04.2022 № 340-п с учетом изменений, внесенных ПП Пермского края от 30.03.2023 № 221-п
Удмуртская Республика

Постановление Правительства Удмуртской Республики от 28.04.2022 № 234

Постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.08.2022 № 439

Санкт-Петербург

Постановление правительства Санкт-Петербурга от 04.05.2022 № 388

Постановление правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2022 № 239

Омская область Распоряжение правительства Омской области от 18.05.2022 № 80-рп
Ивановская область Постановление правительства Ивановской области от 18.05.2022 № 246-п
Приморский край

Постановление правительства Приморского края от 16.06.2022 № 407-пп

Постановление правительства Приморского края от 22.07.2022 № 498-пп

Хабаровский край

Постановление правительства Хабаровского края от 14.06.2022 № 296-пр с учетом изменений, внесенных Постановлением правительства Хабаровского края от 09.12.2022 № 653-пр

Владимирская область Постановление Департамента социальной защиты населения Владимирской области от 06.06.2022 № 18
Вологодская область

Постановление правительства Вологодской области от 23.05.2022 № 649 с учетом изменений, внесенных Постановлением правительства Вологодской области от 03.10.2022 № 1223

Калмыкия

Постановление Правительства Республики Калмыкия от 01.06.2022 № 221

Постановление Правительства Республики Калмыкия от 29.12.2022 № 522

Нижегородская область Постановление правительства Нижегородской области от 19.07.2022 № 560
Магаданская область (в части контрактов на ремонт или содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения) Постановление правительства Магаданской области от 21.07.2022 № 620-пп
Еврейская автономная область Постановление правительства Еврейской автономной области от 28.06.2022 № 256-пп с учетом изменений, внесенных Постановлением правительства Еврейской автономной области от 30.03.2023 № 144-пп
Приморский край

Постановление правительства Приморского края от 22.07.2022 № 498-пп

Постановление правительства Приморского края от 16.06.2022 № 407-пп «О возможности изменения существенных условий контрактов на поставку продуктов питания»

Пензенская область

Постановление правительства Пензенской области от 22.07.2022 № 634-ПП

Постановление правительства Пензенской области от 24.11.2022 № 1043-пП

Новгородская область

Постановление правительства Новгородской области от 26.07.2022 № 413

Постановление правительства Новгородской области от 30.11.2022 № 647

Республика Марий Эл

Постановление Правительства Республики Марий Эл от 27.07.2022 № 324

Постановление Правительства Республики Марий Эл от 20.09.2022 № 395

Санкт-Петербург (в части контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам) Постановление правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2022 № 670

Новые основания для изменения контрактов на ремонт или содержание автомобильных дорог

Контракты на содержание автомобильных дорог допускается изменять. ПП РФ № 1148 от 28.06.2022 установило, что допускается увеличение цены контракта на 30 процентов по 44-ФЗ, но в пределах доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств, предметом которых являются ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения, в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении таких контрактов, при соблюдении установленных настоящим постановлением условий. Это новшество касается соглашений, заключенных до 01.07.2022. Нормативно-правовой акт вступил в силу 01.07.2022.

Новые основания для изменения контрактов на закупку лекарств

28.06.2022 в 44-ФЗ была введена ч. 65.2 ст. 112. Она определяет увеличение и уменьшение цены контракта при закупке лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов. Лимит этих изменений составляет не более 30% (ранее — не более 10%). При увеличении или уменьшении цены таких контрактов должно пропорционально меняться и количество поставляемых товаров.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы закупить лекарства по 44-ФЗ без ошибок и нарушений.

Для чтения понадобится доступ в КонсультантПлюс Получить бесплатно

Новые правила для изменения контрактов в части авансирования

В 2023 году произошли изменения в части авансирования государственных контрактов. Нововведения обусловлены вступлением в силу Постановления Правительства РФ № 348 от 06.03.2023. Условие о предоплате до 30% по соглашению в рамках 44-ФЗ приостановлено до 31.12.2023. Это предоставляет возможность заказчикам увеличить часть первоначального платежа. Условие о выплате аванса в размере от 50 до 90 процентов становится обязательным для главных распорядителей средств федерального бюджета. Необходимо не превышать лимиты бюджетных обязательств. Решение о казначейском сопровождении принимается главными распорядителями бюджетных средств, они вправе принимать и правовые акты с целью включения в госконтракты условия об увеличенном авансе 50%. Казначейское сопровождение для этого должно быть менее 100 миллионов рублей.

Согласно Постановлению № 348, максимальная сумма авансирования в 2023 году составляет 90%. Региональным властям предоставлена возможность авансирования с предельным размером в 100% для строительства капитальных объектов. Условия для возможности применения такого порядка — госконтракт, финансируемый из федерального бюджета и подлежащий казначейскому сопровождению.

Для капитального строительства в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях авансирование по госконтрактам с казначейским сопровождением установлено в пределах 30-90%. По Постановлению Правительства РФ № 2411 от 24.12.2022, главные распорядители бюджетных средств в 2022-2024 годах предусматривают повышенное авансирование на поставку промышленных товаров. Список продукции, на которую распространяется действие, установлен Постановлением № 2411.

Какие изменения планируются

Из-за введенных санкций, проблем с логистикой и в связи с нестабильным курсом валют стоимость стройматериалов существенно выросла и продолжает оставаться неустойчивой. В связи со сложившимися обстоятельствами Министерство культуры разработало порядок изменения существенных условий контрактов на выполнение работ по ремонту и реставрации объектов культурного наследия. Поскольку контрагенты получили возможность менять существенные условия госконтрактов (ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ, п. 11 ч. 1 ст. 18 46-ФЗ от 08.03.2022), Минкульт разработал собственные правила по изменению существенных условий контрактов на выполнение работ по ремонту, реставрации, приспособлению объектов культурного наследия для современного использования. Проект документа опубликован на официальном сайте нормативно-правовых актов.

В 2023 не утратило силу ПП 680 от 16.04.2022 и является актуальным. В документ вносятся поправки, например, Постановлением Правительства РФ от 13.01.2023 № 14.