Все запреты и ограничения в госзакупках на 2024 год

Одной из мер поддержки российских производителей являются запреты и ограничения на допуск к закупкам иностранных товаров. 44-ФЗ устанавливает ряд правил импортозамещения, которые обязан соблюдать заказчик. Действующим законодательством закреплен перечень компаний из стран, запрещенных для участия по 44-ФЗ. К таким странам относят Германию, Венгрию, Великобританию, Францию, США.

Содержание

Запреты и ограничения на допуск к закупкам иностранных товаров

Основной правовой базой, регулирующей санкционные меры в отношении иностранных компаний, является Указ Президента РФ № 252 от 03.05.2022 и постановление Правительства РФ № 851 от 11.05.2022, которые утверждают список организаций, подпавших под специальные экономические меры. Основные аспекты правил, установленных Указом № 252, отображены в нижеприведенной таблице запретов и ограничений по 44-ФЗ в 2024 году:

Что необходимо учитывать Какие сделки запрещены
Если заказчик обнаружил, что контрагент состоит под санкциями на этапе исполнения заключенного контракта, необходимо расторгнуть договорные обязательства в одностороннем порядке и обратиться в УФАС для рассмотрения вопроса включения его в РНП Соглашениях, которые предполагают заход в российские порты судов, принадлежащих лицам, находящимся под санкциями в их интересе или по их поручению
Заявка, поданная компанией, состоящей в списке, утвержденном ПП № 851, отклоняется Сделки, по которым проводятся платежи или операции с ценными бумагами с участием или в пользу таких лиц
В закупках запрещено участвовать лицам, подконтрольным компаниям под санкциями Сделках, которые совершаются в пользу подсанкционных лиц
Если участник предоставил недостоверные сведения о непричастности к юрлицам, состоящим под санкциями, его необходимо отстранить от участия. А если он уже признан победителем — отказаться от заключения с ним контракта
Подробнее: как указать в извещении требование о запрете заключать сделки с лицами под санкциями России

Кроме этого, законодатель устанавливает, какие иностранные товары запрещено закупать заказчикам по 44-ФЗ, это программное обеспечение и промышленная продукция. Ограничения распространяются на:

  • лекарственные средства;
  • медицинские изделия;
  • радиоэлектронику;
  • промышленные товары;
  • продукты питания.

Сферы действия запретов

Статья 14 Закона о контрактной системе предусматривает, что правительство РФ выпускает нормативные правовые акты, которые запрещают допуск иностранной продукции, работ и услуг, которые исполняют иностранные лица. Вот по каким документам заказчики устанавливают запрет на допуск промышленных товаров и ПО:

  1. Программное обеспечение — постановление Правительства РФ № 1236 от 16.11.2015.
  2. Промышленная продукция — постановление Правительства РФ № 616 от 30.04.2020.

Если заказчик проводит заказы, на которые распространяется действие перечисленных актов, то он отклоняет заявки, которые предлагают к поставке зарубежные изделия.

Подробнее: импортозамещение в действии, или как не нарушить правила национального режима

Эксперты КонсультантПлюс собрали важнейшую практику применения ст. 14 44-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ.

Программное обеспечение под запретом

Правительством установлен запрет на товары иностранного производства по 44-ФЗ для программного обеспечения. Министерство связи и массовых коммуникаций ведет Единый реестр российских программ и евразийского программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных (п. 2 ПП РФ № 1236). Если заказчик планирует закупить программное обеспечение и в этом реестре содержится информация о российских и евразийских программах, которые по функциональным характеристикам полностью соответствуют требованиям заказчика, то запрещено закупать аналоги иностранного производства. Актуальный Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных размещен на официальном сайте Минсвязи.

ВАЖНО!
С 01.01.2023 происхождение ПО в госзакупках с запретом на допуск подтверждают номерами записей из реестров

Подробнее:

Промышленные товары

Постановление Правительства РФ № 616 от 30.04.2020 устанавливает запрет на закупку некоторых категорий товаров. В госзакупках запрет допуска предложений ряда товаров из иностранных государств означает, что запрещена покупка импортных товаров из списка, который приложен к постановлению. Запреты не применяются на товары из ЕАЭС.

ПП РФ № 616 применяется в любых конкурентных процедурах и в закупках у единственного поставщика или исполнителя, кроме случаев, которые указаны в п. 3, в том числе когда на территории России нет производства изделия, что подтверждается:

  • разрешением Минпромторга на закупку товаров иностранных государств (выдается через Государственную информационную систему промышленности);
  • самостоятельно госзаказчиком, если для нужд обороны страны и безопасности государства закупаются иные иностранные ТРУ, которых нет в перечне.

Участник подтверждает соответствие продукции установленным запретам следующими документами для:

  • товаров из РФ: номерами реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, Единого реестра российской радиоэлектронной продукции;
  • товаров из ЕАЭС: номерами реестровых записей из Евразийского реестра промышленных товаров.

В ПП РФ № 616 разъясняется: если установлен запрет на поставку иностранного товара, на какие закупки он распространяется — на все, если продукция включена в перечень. Товарные единицы проверяют в перечне по ОКПД2. Постановление дает целый перечень товаров по коду ОКПД2, на которые распространяется запрет.

При передаче изделий проверьте все документы с подтверждением страны происхождения. И всегда контролируйте наличие продукции в реестрах российской промышленности, российской радиоэлектроники, евразийском реестре промтоваров. Найти реестры на сайте Минпромторга сможете так:

1. Заходите на официальный сайт Минпромторга и открываете меню:

2. Находите вкладку реестра:

3. Работаем с информацией, находящейся в реестре:

Ограничения на допуск иностранных товаров

В большинстве случаев ограничения применяются вместе с условиями допуска. Это значит, что перед проведением закупки надлежит проверить товары на наличие не только ограничений, но и условий допуска. Вот для каких иностранных товаров правительство установило ограничения и условия допуска в госзакупках:

  • лекарственные средства;
  • медицинские изделия;
  • радиоэлектроника;
  • промтовары;
  • продукты питания.

Есть случаи, когда заказчикам нет необходимости ограничивать заказы иностранной продукции:

  1. Торги проводятся до момента вступления ограничений в силу.
  2. Заказчик из иностранного государства приобретает товары на территории этого же государства для обеспечения собственных нужд.

Ограничения при закупке радиоэлектроники

Заказчик обязан ограничить закупки иностранной радиоэлектроники, только если приобретаемая продукция включена в перечень из ПП РФ № 878 от 10.07.2019.

Вот как применяются ограничения при заказах радиоэлектронной продукции:

  1. Объединение товаров, включенных в перечень, и позиций, отсутствующих в нем, в одном тендере, лоте или контракте не допускается.
  2. Начальная (максимальная) цена контракта формируется по правилам, установленным Минпромторгом. Исключение — продукция для реализации государственного оборонного заказа. Это касается и начальной цены единицы товара, начальной суммы цен и максимального значения цены госконтракта. Заказчик обязан обосновать цену.
  3. При описании продукции нельзя приводить информацию, которая не предусмотрена позицией КТРУ.
  4. Подтверждением соответствия требованиям об ограничении является номер реестровой записи из отечественного реестра радиоэлектроники или евразийского реестра промтоваров. Номера реестровых записей не представляют для некоторых изделий, таких, как военная и специальная техника.
  5. Если среди предложений участников есть одно, которое полностью соответствует условиям заказа и предлагает поставить товары из ЕАЭС, то отклоните другие заявки с иностранной продукцией.
  6. Замена поставляемого товара из российского реестра на иностранную продукцию в ходе исполнения контракта невозможна.

Кроме того, ограничения и запреты по 44-ФЗ по ОКПД 2 не применяются заказчиками, которые работают на территории иностранного государства.

Ограничения при закупке лекарств

Ограничивайте допуск иностранных медикаментов при закупке из перечня ЖНВЛП (п. 1 ПП РФ № 1289 от 30.11.2015). Это касается препаратов с одним международным непатентованным или группировочным (химическим) наименованием. Товары, поставляемые из стран ЕАЭС, не подлежат ограничению.

Применяйте ограничения следующим образом:

  1. Требуйте у участников в качестве подтверждения сертификат СТ-1 или заключение, выданное Минпромторгом. Запросите подтверждающие регистры в извещении.
  2. Отклоняйте предложения с иностранными товарами при наличии минимум двух заявок, соответствующих требованиям извещения, включающих лекарства из стран ЕАЭС и не содержащих продукцию от одного производителя или одной группы производителей. Если после отклонения запросов с иностранными товарами как минимум один соответствует положениям п. 1 ПП № 1289, то примените условия допуска. Правила допуска используются и тогда, когда предложения иностранной продукции не отклонили из-за наличия медикаментов в перечне из приказа № 126н от 04.06.2018.
  3. Не допускайте замену лекарственных препаратов на зарубежные предложения при исполнении контракта.

Ограничения при закупке медицинских изделий

Ограничивайте поставку иностранных медицинских изделий при закупке продукции из перечней № 1 и 2, утвержденных ПП РФ № 102 от 05.02.2015. Правила применения подтверждающих документов зависят от типа и группы закупаемой продукции.

Ограничения не устанавливаются при заказе медицинской продукции, реализуемой для программ пограничного сотрудничества (п. 5 ПП № 102). Для проведения такой госзакупки надлежит оформить заключение в Минпромторге. Ограничения допуска применяют и при закупке услуг, для которых планируется приобрести медизделия из перечней № 1 и 2 (п. 29 Обзора судебной практики № 2, утв. Президиумом ВС РФ 17.07.2019).

Ограничения работают так:

  1. Приобретение изделий из перечня № 1 и продукции, отсутствующей в нем, в рамках одной закупки невозможно.
  2. Подтверждением страны изготовления является сертификат СТ-1.
  3. Заявки, содержащие предложения иностранных медицинских изделий, отклоняются при соблюдении правила «третий лишний» (если есть две соответствующие требованиям заявки). Если вы не отклонили предложения с зарубежной продукцией, то применяйте условия допуска (п. 2 ПП № 102, п. 1 приказа № 126н).
  4. Исполнение госконтракта проходит без замен поставляемой продукции на заграничную.

Медицинские продукты одноразового применения закупаются аналогичным образом, но с некоторыми нюансами:

  • максимальная цена контракта рассчитывается по методике, утвержденной Приказом Минздрава № 759н, Минпромторга № 3450 от 04.10.2017;
  • при расчете цены надо учитывать информацию Минздрава о средневзвешенных ценах на медизделия и коэффициенте локализации (письма № 25-3/И/2-19239 от 11.12.2020, № 25-3/И/2-17570 от 17.11.2020);
  • в закупку включаются только изделия из перечня № 2 ПП № 102;
  • страна-изготовитель подтверждается сертификатом СТ-1;
  • доля зарубежного сырья в стоимости продукции фиксируется в акте экспертизы ТПП РФ или другим документом от уполномоченной организации из ЕАЭС;
  • иностранные предложения отклоняются при наличии минимум двух заявок, удовлетворяющих требованиям о соответствии;
  • при определении соответствия учитываются процентная доля зарубежного сырья в цене и наличие документов по ГОСТ ISO 13485-2017;
  • условия допуска применяются к предложениям с заграничными изделиями из перечня № 126н, которые не отклонил заказчик;
  • контракт реализуется без замен товаров и производителя медицинских изделий.
Подробнее: правила закупок медоборудования, медизделий и расходных материалов

Ограничения при закупке продуктов питания

Ограничивайте поставки продукции из перечня, закрепленного в ПП РФ № 832 от 22.08.2016. Исключение — продукты, поставляемые из стран Евразийского экономического союза (п. 2 ПП РФ № 832).

Ограничения применяются по общим правилам: участники декларируют страну происхождения и изготовителя по ОКСМ, заявки с зарубежной продукцией отклоняются («третий лишний»). Условия допуска применяются, если продукты есть в перечне № 1 к приказу № 126н и заявки с иностранным предложением не отклонены. Замена товара в процессе исполнения контракта не допускается (п. 4 ПП № 832).

Ограничения при закупке промтоваров

Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения в ходе проведения закупок, утвержден ПП № 617 от 30.04.2020. Заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке промтоваров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), при условии что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки.

Ограничения распространяются на товары, включенные в перечень, который является приложением к ПП № 617. Выглядит перечень таким образом:

Подтверждением страны происхождения является одно из следующих условий:

  • номера реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации;
  • номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств — членов Евразийского экономического союза.

Участник закупки в составе заявки декларирует номера таких реестровых записей. Исполняя контракт, поставщик при передаче товара обязан представить заказчику документы, подтверждающие страну его происхождения.

Как получить разрешение на госзакупку иностранных промтоваров

Приказ Минпромторга № 1755 от 29.05.2020 разъясняет, как получить разрешение о закупке иностранного товара, и регламентирует порядок его выдачи. Такой документ выдают на основании заявки. Заявку подают в электронной форме через личный кабинет Государственной информационной системы промышленности. Если изделий несколько, то заявка и документы к ней подаются по каждому отдельно.

В заявке указывают информацию о:

  • заявителе;
  • изделии (его параметрах, стоимостных характеристиках);
  • источниках финансирования закупки;
  • планируемом сроке проведения конкурса.

Заявка подлежит поэтапной проверке. В первую очередь рассмотрят ее комплектность и корректность. Если выявят недостатки, то заявку отправят на доработку для повторной подачи и проверки. После того как заявку признают соответствующей, ее отправят на сравнительный анализ. ГИСП автоматически сверит заявленный товар с аналогичными изделиями из реестров российской и евразийской продукции.

Если аналогичной продукции нет в реестрах, то в течение 5 рабочих дней госзаказчику выдадут разрешение.

Если продукцию найдут в реестрах, то ГИСП автоматически отправит запрос производителям аналогичного изделия о возможности его создать. В течение 10 рабочих дней от даты, когда получен запрос, производитель в ГИСП подтвердит или опровергнет такую возможность.

Если информация от него не поступила, то создание аналога не подтверждено.

В течение 5 рабочих дней после поступления сведений от производителя заказчик получит:

  • разрешение, если аналогичность не подтвердится;
  • уведомление об отказе в его выдаче, если аналогичность подтверждена. В нем укажут аналогичную продукцию.

У заказчика есть возможность оспорить решение. Срок действия разрешения — 18 месяцев со дня его выдачи. А использовать его будут только для одной закупки. В течение 10 рабочих дней после заключения контракта заказчик отчитывается об итогах покупки товара в личном кабинете ГИСП.

Антимонопольные ограничения

При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Расскажем в приведенной таблице, какие антимонопольные ограничения есть в России в 2024 году:

Общие Для организаторов — органов власти

Для закупок товаров с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд

  1. Координация организаторами торгов или заказчиками деятельности их участников.
  2. Заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
  3. Создание участникам преимущественных условий, в том числе путем доступа к информации.
  4. Нарушение порядка определения победителя.
  5. Участие организаторов торгов или заказчиков, работников организаторов или работников заказчиков в торгах.

Запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Нарушение установленных ограничений является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.