Как заказчику побыть поставщиком
Мы привыкли, что заказчики организуют госзакупки. Но иногда они могут примерить на себя роль поставщика. Разбираемся, в каких случаях это возможно и как правильно организовать такое участие.
В каких случаях заказчик выступает поставщиком по 44-ФЗ
Согласно п. 4 ст. 3 № 44-ФЗ, участником закупки является любое юридическое лицо (кроме офшорных компаний). Причем его место нахождения, форма собственности, организационно-правовая форма и место происхождения капитала значения не имеют. Такие же возможности есть и у физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.
А в ст. 31 № 44-ФЗ установлены требования, которым соответствует потенциальный поставщик:
- Правоспособность (ст. 49 ГК РФ).
- Непроведение ликвидации.
- Неприостановление деятельности.
- Отсутствие налоговых задолженностей более 25 % балансовой стоимости активов.
- Отсутствие судимостей за экономические преступления у руководства.
- Непривлечение организации к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (взятка) в течение не менее чем двух лет.
- Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.
- Отсутствие конфликта интересов с заказчиком.
- Отсутствие статуса офшорной компании.
Таким образом, из числа заказчиков, указанных в п. 5, 6, 7 ст. 3, исполнителями контракта становятся государственные или муниципальные казенные и бюджетные организации при условии их соответствия вышеуказанным требованиям, потому что им разрешено получать доход от производства товаров, работ или услуг.
Стоит отметить, что муниципальное бюджетное учреждение имеет право быть поставщиком и по контракту, который заключен с муниципальным органом, выполняющим в его отношении полномочия и функции учредителя (Письмо Минэкономразвития № Д28и-1575 от 17.06.2016).
На собственном опыте я заметила, что бюджетные учреждения часто принимают участие в закупках на оказание образовательных услуг как поставщики.
Как участвуют в закупках по 44-ФЗ казенные и бюджетные учреждения
В законе № 44 все же упоминается о том, что рассматриваемые организации являются поставщиками. Для них установлены определенные льготы.
Полезная информация: кто может рассчитывать на преференции по 44-ФЗ
Так, в п. 1 ч. 8 ст. 96 на поставщиков — казенные организации не распространяется требование о предоставлении обеспечения исполнения госконтракта.
Если же бюджетное учреждение заключает контракт конкретно на выдачу банковской гарантии, то здесь обеспечение не потребуется (п. 3 ч. 8 ст. 96). Более того, специальная норма для таких организаций присутствует и в 223-ФЗ. Так, в пп. «б» п. 4 ч. 2 ст. 1 сказано, что одним из оснований для работы в рамках данного закона является случай, когда это юридическое лицо получает средства как исполнитель по контракту с привлечением субподрядчиков.
Как участвуют бюджетные, казенные учреждения в закупках по 223-ФЗ
Принимает участие в торгах по 223-ФЗ одно или несколько юридических лиц (ч. 5 ст. 3). Причем форма собственности, аналогично закону № 44, здесь не имеет значения. Требования к участникам в этом случае заказчик указывает в своем положении о закупке.
Получается, что если бюджетные и казенные учреждения отвечают этим требованиям, то они имеют возможность стать поставщиками по договорам, которые заключаются в результате проведения таких торгов.
Может быть полезно:
Какие вопросы часто встречаются у заказчика, который выступает в роли поставщика
-
Нужно ли получить какое-либо разрешение для заказчиков от вышестоящих организаций для участия в закупках в качестве поставщика?
Нет. Законом 44-ФЗ и 223-ФЗ не предусмотрено получения дополнительного разрешения, оно может быть предусмотрено ведомственным нормативным документом.
-
Есть ли какие-либо послабления в части размещения исполнения по контрактам в ЕИС для бюджетных учреждений?
Нет, бюджетное или казенное учреждение должно выполнять все требования, которые установлены законом для поставщиков (исполнителей).