Инструкция: оформляем школьное положение по ВПР
Положение о порядке проведения ВПР — это обязательный локальный нормативный акт образовательной организации. Он принимается педсоветом и утверждается приказом директора. Документ регулирует процесс организации и проведения проверочных работ среди школьников.
Для чего необходимо положение
Образовательная организация любого типа в соответствии с со ст. 28 и 30 «Закона об образовании в РФ» (ФЗ-273 от 29.12.2012, ред. 01.03.2020) разрабатывает и принимает локальные нормативные акты по основным вопросам образовательной деятельности. К таковым относятся и акты, регулирующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (ч. 2 ст. 30).
Положение является обязательным для утверждения, оно:
- относится к основным вопросам образовательной деятельности;
- является актом, регулирующим порядок контроля успеваемости;
- определяет правовое положение участников отношений в сфере образования — субъектами Всероссийских проверочных работ являются школа, педагогические работники и родители (п. 2 ст. 1 ФЗ-273).
Что такое ВПР
Всероссийские проверочные работы — это итоговые годовые контрольные, не являющиеся государственной аттестацией:
- результаты показательны для учеников и родителей и являются основанием для необходимости «подтянуть» предмет;
- ученики, независимо от итогов выполнения, переводятся в следующий класс;
- данные используются для формирования программ развития образования на уровне муниципалитетов, регионов, страны, совершенствования методики преподавания предметов в конкретных школах.
Основные отличия от используемых ранее контрольных годовых работ:
- проводятся по единым стандартизированным заданиям, которые проверяют знания школьников по определенному предмету;
- имеют одинаковый стандарт оценки выполнения работ для школ РФ.
С 2020 года эти проверки обязательны для 4–8 классов и запланированы для осуществления в 11 классах в режиме апробации (приказ Рособрнадзора №1746 от 27.12.2019). Учащиеся 11 классов пишут проверочные задания по предметам, которые они не выбирают при прохождении ГИА в форме ЕГЭ.
Как оформить
Положение о проведении проверочных мероприятий для любой муниципальной школы разрабатывается на основе типового решения регионального министерства (департамента) просвещения. Текст документа адаптируется в соответствии с особенностями образовательного учреждения. Текст локального нормативного акта состоит из нескольких частей, вот их приблизительный перечень:
- Общие положения.
- Функции участников (субъектов).
- Последовательность действий школы.
- Срок действия.
Проект принимается педсоветом СОШ. Для вступления в силу издается приказ об утверждении положения о ВПР, который подписывает директор перед началом учебного года.
Отдельно оформляется ряд распоряжений и назначаются лица, ответственные за осуществление этапов образовательного контроля. Документ разрабатывается на основе актуальных нормативных актов РФ. В 2024 году к ним относятся:
- ФЗ-273 от 29.12.2012 (ред. 01.03.2020).
- Правила осуществления мониторинга системы образования, утвержденные Постановлением Правительства № 662 от 05.08.2013 (ред. от 12.03.2020).
- Приказы Министерства образования и науки о проведении Всероссийских проверочных работ.
- Соответствующие распоряжения и письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
Пример, как выглядит положение о проведении ВПР в школе в 2024 году, разработанное на основе действующего законодательства:
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ» И.И. Иванов Приказ № 14 от 30.08.2023 ПРИНЯТО педагогическим советом, протокол №11 от 30.08.2023 ПОЛОЖЕНИЕ о проведении Всероссийских проверочных работ в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «СОШ» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012; Правилами осуществления мониторинга системы образования, утвержденными Постановлением Правительства РФ №662 от 05.08.2013; приказами Министерства образования и науки РФ о проведении Всероссийских проверочных работ (далее — ВПР), распоряжений Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в области проведения ВПР. 1.2. Положение определяет порядок проведения работ в МБОУ «СОШ» (далее — школа). 1.3. Их цель — обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержка реализации ФГОС НОО, ООО, СОО за счет предоставления единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. 1.4. Всероссийские проверочные работы проводятся в сроки, утвержденные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации. 1.5. Проведение ВПР в школе регламентируется приказом директора школы. 1.6. Всероссийские проверочные работы не являются государственной итоговой аттестацией, проводятся школой самостоятельно, с использованием единых вариантов заданий для всей Российской Федерации, разрабатываемых на федеральном уровне в строгом соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО, и призваны оценить учебные результаты обучающихся по единым критериям. 1.7. Участие обучающихся школы в ВПР является обязательным. От участия освобождаются лишь ученики с ограниченными возможностями здоровья и болеющие на момент проведения. 1.8. В день проведения ВПР в классном журнале записывается «Всероссийская проверочная работа»; если сроки ВПР известны до составления рабочей программы, тема вносится в КТП. 1.9. Отметки за выполнение ВПР обучающимися в классный журнал не выставляются. 2. Функции участников Всероссийских проверочных работ 2.1. Школа:
2.2. Педагогические работники, осуществляющие обучение, эксперты для оценивания работ:
2.3. Родители (законные представители):
3. Последовательность действий школы 3.1. Заместитель директора по УВР (далее — координатор), организующий проведение работ в образовательной организации, регистрируется на портале сопровождения ВПР сайте ФИС ОКО и получает доступ в личный кабинет. 3.2. В личном кабинете координатор получает доступ к зашифрованному архиву, в котором содержатся: электронный макет индивидуальных комплектов, включающих варианты КИМ с индивидуальными метками (кодами), сопутствующие файлы. 3.3. В день проведения работы, в установленное время до ее начала, координатор получает в личном кабинете пароль для расшифровки архива с макетами индивидуальных комплектов. 3.4. Координатор самостоятельно распечатывает (в соответствии с инструкцией) индивидуальные комплекты по количеству учащихся и предоставляет их учителю перед началом проведения ВПР. 3.5. Обучающиеся выполняют здания и записывают ответы на листах с заданиями, в которые вносят индивидуальный код, полученный в начале выполнения работы. 3.6. Учитель в аудитории фиксирует в протоколе проведения работы соответствие между кодами индивидуальных комплектов и ФИО обучающегося, и передает протокол на хранение координатору. 3.7. Рекомендуемое время проведения ПР: второй-третий урок в расписании ОО, продолжительность: от 45 до 90 минут в зависимости от предмета. 3.8. По окончании работы учитель собирает все комплекты и передает координатору. 3.9. Учитель, работающий в классе, эксперт осуществляет проверку работ. Она проходит в соответствии с критериями оценивания ответов, полученными от координатора, и должна завершиться в сроки, указанные в требованиях к проверке. 3.10. Координатор вносит отметки в электронную форму через личный кабинет на портале ВПР. Электронную форму сбора результатов координатор заполняет в течение не более двух рабочих дней: для каждого из участников вносит в форму его код, номер варианта работы и баллы за задания. В электронной форме передаются только коды учеников, ФИО не указывается. Соответствие ФИО и кода остается в образовательной организации в виде бумажного протокола. После заполнения форм организатор загружает форму сбора результатов в систему ВПР. 3.11. Координатор получает статистические отчеты по проведению работы ОО в личном кабинете на сайте в сроки, установленные планом-графиком. Распечатывает результаты и передает учителю для изучения и объявления обучающимся. 4. Срок действия Положения 4.1. Положение является обязательным для всех участников образовательных отношений. 4.2. В случае изменения действующего законодательства, а равно иных условий, влекущих изменение, дополнение или отмену закрепленных в нем положений, настоящее Положение подлежит пересмотру на предмет соответствия действующему законодательству Российской Федерации. 4.3. Изменения и дополнения вносятся в Положение распорядительным актом директора образовательной организации по согласованию с Педагогическим советом. |