Инструкция: оформляем школьное положение по ВПР

Положение о порядке проведения ВПР — это обязательный локальный нормативный акт образовательной организации. Он принимается педсоветом и утверждается приказом директора. Документ регулирует процесс организации и проведения проверочных работ среди школьников.

Содержание

Для чего необходимо положение

Образовательная организация любого типа в соответствии с со ст. 28 и 30 «Закона об образовании в РФ» (ФЗ-273 от 29.12.2012, ред. 01.03.2020) разрабатывает и принимает локальные нормативные акты по основным вопросам образовательной деятельности. К таковым относятся и акты, регулирующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (ч. 2 ст. 30).

Положение является обязательным для утверждения, оно:

  • относится к основным вопросам образовательной деятельности;
  • является актом, регулирующим порядок контроля успеваемости;
  • определяет правовое положение участников отношений в сфере образования — субъектами Всероссийских проверочных работ являются школа, педагогические работники и родители (п. 2 ст. 1 ФЗ-273).
ВАЖНО!
Копии локальных нормативных актов, предусмотренных ч. 2 ст. 30 ФЗ-273, размещаются на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет (ст. 29), в том числе и данное положение.

Что такое ВПР

Всероссийские проверочные работы — это итоговые годовые контрольные, не являющиеся государственной аттестацией:

  • результаты показательны для учеников и родителей и являются основанием для необходимости «подтянуть» предмет;
  • ученики, независимо от итогов выполнения, переводятся в следующий класс;
  • данные используются для формирования программ развития образования на уровне муниципалитетов, регионов, страны, совершенствования методики преподавания предметов в конкретных школах.

Основные отличия от используемых ранее контрольных годовых работ:

  • проводятся по единым стандартизированным заданиям, которые проверяют знания школьников по определенному предмету;
  • имеют одинаковый стандарт оценки выполнения работ для школ РФ.
ВАЖНО!
Всероссийская проверочная работа не является аналогом ЕГЭ и не влияет на допуск к нему.

С 2020 года эти проверки обязательны для 4–8 классов и запланированы для осуществления в 11 классах в режиме апробации (приказ Рособрнадзора №1746 от 27.12.2019). Учащиеся 11 классов пишут проверочные задания по предметам, которые они не выбирают при прохождении ГИА в форме ЕГЭ.

Как оформить

Положение о проведении проверочных мероприятий для любой муниципальной школы разрабатывается на основе типового решения регионального министерства (департамента) просвещения. Текст документа адаптируется в соответствии с особенностями образовательного учреждения. Текст локального нормативного акта состоит из нескольких частей, вот их приблизительный перечень:

  1. Общие положения.
  2. Функции участников (субъектов).
  3. Последовательность действий школы.
  4. Срок действия.

Проект принимается педсоветом СОШ. Для вступления в силу издается приказ об утверждении положения о ВПР, который подписывает директор перед началом учебного года.

Отдельно оформляется ряд распоряжений и назначаются лица, ответственные за осуществление этапов образовательного контроля. Документ разрабатывается на основе актуальных нормативных актов РФ. В 2024 году к ним относятся:

  1. ФЗ-273 от 29.12.2012 (ред. 01.03.2020).
  2. Правила осуществления мониторинга системы образования, утвержденные Постановлением Правительства № 662 от 05.08.2013 (ред. от 12.03.2020).
  3. Приказы Министерства образования и науки о проведении Всероссийских проверочных работ.
  4. Соответствующие распоряжения и письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Пример, как выглядит положение о проведении ВПР в школе в 2024 году, разработанное на основе действующего законодательства:

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ»

И.И. Иванов

Приказ № 14 от 30.08.2023

ПРИНЯТО

педагогическим советом,

протокол №11 от 30.08.2023

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении Всероссийских проверочных работ в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «СОШ»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012; Правилами осуществления мониторинга системы образования, утвержденными Постановлением Правительства РФ №662 от 05.08.2013; приказами Министерства образования и науки РФ о проведении Всероссийских проверочных работ (далее — ВПР), распоряжений Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в области проведения ВПР.

1.2. Положение определяет порядок проведения работ в МБОУ «СОШ» (далее — школа).

1.3. Их цель — обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержка реализации ФГОС НОО, ООО, СОО за счет предоставления единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.

1.4. Всероссийские проверочные работы проводятся в сроки, утвержденные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации.

1.5. Проведение ВПР в школе регламентируется приказом директора школы.

1.6. Всероссийские проверочные работы не являются государственной итоговой аттестацией, проводятся школой самостоятельно, с использованием единых вариантов заданий для всей Российской Федерации, разрабатываемых на федеральном уровне в строгом соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО, и призваны оценить учебные результаты обучающихся по единым критериям.

1.7. Участие обучающихся школы в ВПР является обязательным. От участия освобождаются лишь ученики с ограниченными возможностями здоровья и болеющие на момент проведения.

1.8. В день проведения ВПР в классном журнале записывается «Всероссийская проверочная работа»; если сроки ВПР известны до составления рабочей программы, тема вносится в КТП.

1.9. Отметки за выполнение ВПР обучающимися в классный журнал не выставляются.

2. Функции участников Всероссийских проверочных работ

2.1. Школа:

  • назначает координатора проведения из числа заместителей директора по УВР;
  • обеспечивает написание ВПР в сроки, утвержденные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ;
  • издает приказ об организации и проведении ВПР;
  • проходит регистрацию на портале сопровождения ВПР и получает доступ в личный кабинет;
  • создает необходимые условия для организации: выделяет необходимое количество аудиторий;
  • проводит родительские собрания с целью ознакомления и разъяснения, снятия излишней напряженности среди родительской общественности по вопросам, касающимся ВПР;
  • информирует родителей (законных представителей) о порядке и условиях проведения ВПР через сайт образовательной организации;
  • проводит разъяснительную работу с учителями классов, участвующих в ВПР;
  • своевременно получает через личный кабинет архив с макетами индивидуальных комплектов; обеспечивает сохранность работ, исключающую возможность внесения изменений;
  • заполняет и отправляет в систему ВПР электронную форму сбора результатов;
  • информирует учителей о результатах участия класса в ВПР;
  • хранит работы и аналитические материалы в течение года.

2.2. Педагогические работники, осуществляющие обучение, эксперты для оценивания работ:

  • знакомят обучающихся со сроками и процедурой написания работ;
  • организуют разъяснительную работу с родителями (законными представителями) учащихся (в том числе в части: обязательности участия в написании ВПР; процедуры написания; приближения формата проверочных работ к традиционным контрольным работам без тестовой части; соответствия содержания текстов ВПР требованиям ФГОС с учетом примерных образовательных программ и т.д.);
  • присваивают коды всем участникам ВПР;
  • осуществляют проверку работ по критериям оценивания в соответствии с планом-графиком их проведения, опубликованным на сайте ФИС ОКО;
  • передают результаты оценивания работ координатору для внесения их в электронную форму;
  • вносят в классный журнал информацию о проведенной ВПР и выставляют отметки;
  • информируют учащихся и родителей (законных представителей) о результатах.

2.3. Родители (законные представители):

  • знакомятся со сроками и процедурой написания ВПР;
  • обеспечивают явку детей в дни написания ВПР;
  • знакомятся с результатами ВПР своего ребенка.

3. Последовательность действий школы

3.1. Заместитель директора по УВР (далее — координатор), организующий проведение работ в образовательной организации, регистрируется на портале сопровождения ВПР сайте ФИС ОКО и получает доступ в личный кабинет.

3.2. В личном кабинете координатор получает доступ к зашифрованному архиву, в котором содержатся: электронный макет индивидуальных комплектов, включающих варианты КИМ с индивидуальными метками (кодами), сопутствующие файлы.

3.3. В день проведения работы, в установленное время до ее начала, координатор получает в личном кабинете пароль для расшифровки архива с макетами индивидуальных комплектов.

3.4. Координатор самостоятельно распечатывает (в соответствии с инструкцией) индивидуальные комплекты по количеству учащихся и предоставляет их учителю перед началом проведения ВПР.

3.5. Обучающиеся выполняют здания и записывают ответы на листах с заданиями, в которые вносят индивидуальный код, полученный в начале выполнения работы.

3.6. Учитель в аудитории фиксирует в протоколе проведения работы соответствие между кодами индивидуальных комплектов и ФИО обучающегося, и передает протокол на хранение координатору.

3.7. Рекомендуемое время проведения ПР: второй-третий урок в расписании ОО, продолжительность: от 45 до 90 минут в зависимости от предмета.

3.8. По окончании работы учитель собирает все комплекты и передает координатору.

3.9. Учитель, работающий в классе, эксперт осуществляет проверку работ. Она проходит в соответствии с критериями оценивания ответов, полученными от координатора, и должна завершиться в сроки, указанные в требованиях к проверке.

3.10. Координатор вносит отметки в электронную форму через личный кабинет на портале ВПР. Электронную форму сбора результатов координатор заполняет в течение не более двух рабочих дней: для каждого из участников вносит в форму его код, номер варианта работы и баллы за задания. В электронной форме передаются только коды учеников, ФИО не указывается. Соответствие ФИО и кода остается в образовательной организации в виде бумажного протокола. После заполнения форм организатор загружает форму сбора результатов в систему ВПР.

3.11. Координатор получает статистические отчеты по проведению работы ОО в личном кабинете на сайте в сроки, установленные планом-графиком. Распечатывает результаты и передает учителю для изучения и объявления обучающимся.

4. Срок действия Положения

4.1. Положение является обязательным для всех участников образовательных отношений.

4.2. В случае изменения действующего законодательства, а равно иных условий, влекущих изменение, дополнение или отмену закрепленных в нем положений, настоящее Положение подлежит пересмотру на предмет соответствия действующему законодательству Российской Федерации.

4.3. Изменения и дополнения вносятся в Положение распорядительным актом директора образовательной организации по согласованию с Педагогическим советом.

Закончила Тверской государственный университет в 1987 году (тогда он назывался Калининский) по специальности «Экономика труда». Имеет степень кандидата экономических наук (научная специальность – Экономика и управление народным хозяйством).