Перевод на дистанционное обучение во время карантина
Как организовать дистанционное обучение во время карантина:
- Разработать положение.
- Собрать информацию о технической возможности применения технологий удаленной работы.
- Продумать расписание занятий, формы обратной связи, виды взаимодействия с учениками и родителями.
Почему вводится дистанционное обучение
Важный аспект в ситуации распространения коронавируса — максимальное ограничение контактов людей друг с другом и минимизация рисков передачи инфекции. В этих условиях переход на дистанционное обучение в школах России и учреждениях среднего профессионального образования — логичное и взвешенное решение. На сайте Минпроса размещены методические рекомендации по организации занятий в удаленном формате. Основные тезисы:
- ОУ разрабатывает и утверждает локальный нормативный акт об организации ДО (дистанционного обучения).
- Составляет расписание занятий в соответствии с учебным планом и требованиями СанПиН о продолжительности урока, разрабатывает формы контроля.
- Информирует учеников и родителей о том, как проводится дистанционное обучение во время карантина в школе.
- Организует ведение электронных форм учета.
Согласие родителей на дистанционную учебу ребенка в домашних условиях подтверждается заявлением в письменной форме.
Как перевести школьников и студентов на дистанционное обучение
Чтобы удаленные уроки органично встроились в общий образовательный процесс, организовывать их необходимо, учитывая правила дистанционного обучения на карантине в школе и в учреждениях среднего профобразования:
- Предварительно собрать сведения о наличии технических возможностей и необходимого оборудования у учеников. Продумать альтернативные формы обучения и контроля.
- Составить памятку для детей и родителей о методах и времени взаимодействия с учителем, способах отправки домашних заданий.
- Организовать рабочее время учителя и учеников с учетом допустимости нагрузки (ограничения времени работы за ПК). Распределить время между онлайн-конференциями, индивидуальными уроками, общением по телефону, другими формами, не ограничиваясь отправкой домашнего задания.
- Наладить визуальное взаимодействие с учениками, обеспечить эффект присутствия учителя. Организовать вебинар при дистанционном обучении в период карантина, индивидуальные/групповые консультации по скайпу, Zoom или с помощью других ресурсов.
- Продумать формы обратной связи.
- Не прерывать устоявшееся общение: организовать в мессенджерах общие чаты, создавать задачи для группового решения в документах с общим доступом.
- Наладить связь с родителями, привлекать активных к сотрудничеству и посильной помощи. Информировать пассивных родителей о расписании уроков, методах контроля.
Всем педагогическим работникам в период дистанционных занятий приходится максимально быстро адаптироваться к новой форме обучения.
В учреждениях среднего профобразования нет таких жестких требований к длительности занятий, больший упор делается на самостоятельность обучающихся. Разрабатываемое положение о дистанционном обучении во время карантина в техникуме или колледже должно предусматривать:
- учебные дисциплины, которые можно изучать в свободном режиме;
- требующие обязательного присутствия на онлайн-семинаре в определенное время (необходимо опубликовать расписание таких занятий).
На сайте нужно разместить инструкцию по настройке личного кабинета и получению логина/пароля. Образовательное учреждение само подбирает и рекомендует сервисы и онлайн-ресурсы. В компетенцию ОУ входят:
- разработка тестов, организация аттестаций, сбор письменных работ, публикация объявлений;
- перенос лабораторных занятий, практики на другое время;
- перенос на следующий учебный год дисциплин, которые невозможно изучить с помощью дистанционных технологий;
- обеспечение непрерывной обратной связи между участниками образовательного процесса;
- назначение ответственного для консультации преподавателей и студентов по использованию дистанционных технологий во время занятий.
Минобразования и науки рекомендовало перейти на дистанционное обучение во время карантина в вузах, предусмотреть обучение по индивидуальному плану. На сайте ведомства размещены онлайн-курсы для изучения в рамках основных образовательных программ.
Методика онлайн-обучения
Основные методы дистанционного обучения:
- самостоятельная работа ученика с рекомендованными учителем веб-ресурсами;
- проведение онлайн-уроков в форме видеоконференций, вебинаров;
- общение в публичных чатах.
Рабочие инструменты
Российские школы давно и успешно используют платформы «Дневник.ру», «ЯКласс» для получения домашних заданий, общения в группах, осуществления родительского контроля. Включение электронных ресурсов в план работы во время дистанционного обучения — для многих ОУ обычный рабочий процесс:
- Для проведения онлайн-уроков предлагается использование сервисов Zoom, Skype, YouTube.
- Многие платные платформы предоставляют ресурсы для проведения видеотрансляций на период карантина бесплатно. Это VideoMost, TrueConf, Google Hangouts Meet. Для видеочата с небольшим числом участников подойдет сервис Talky.io. Ссылки на эти и другие инструменты в помощь преподавателю размещены на сайте Министерства просвещения РФ.
- Особое значение приобретает возможность визуализации обучения — онлайн-доски. Бесплатные ресурсы: WebRoom, Stoodle, Draw Chat, Scratchwork, Padlet (бесплатно 3 доски).
- Сервисы для создания интерактивных обучающих материалов: LearningApps, Wizer, ClassTools.
- Создание учебных видеороликов обеспечивают Vialogues, EduCanon, LearningApps.
- Веб-инструменты для формирующего оценивания: Quizalize, Socrative, Formative, Testmoz, Classtime. Эти сервисы помогут создать тесты, викторины, интерактивные игры.
- Возможность записи в комнатах для вебинара поможет учителю понять, как проходит дистанционное обучение во время карантина, и устранить ошибки. My Own Conference, eTutorium, Webinar.ru, Mirapolis, Virtual Room, Webinar.tw, iMind имеют бесплатные тестовые периоды.
Перечень образовательных ресурсов
В помощь учителям и ученикам предлагается большое количество развивающих ресурсов:
- обучающие материалы: электронные учебники, тренажеры по школьным дисциплинам, InternetUrok, «Российская электронная школа», «Моя школа в online»;
- сервис самопроверки и самоподготовки Myskills.ru;
- сервисы «Яндекса»: «Яндекс.Уроки», «Яндекс.Репетитор», «Яндекс.Учебник», «Я Учитель»;
- ресурсы издательства «Просвещение»: электронные учебники, вебинары, рабочие программы, олимпиады;
- интерактивные образовательные платформы «Учи.ру», «Арзамас», «Летово.Онлайн», «Лекториум», «Универсариум»;
- проекты по профориентации: «ПроеКТОриЯ», «Билет в будущее»;
- виртуальные коллекции Русского музея, Эрмитажа, мадридского музея Прадо, Лувра, Ватикана.