Как правильно составить план аудиторской проверки

Главные распорядители и главные администраторы средств бюджета составляют специальные карты при проведении аудита. Их еще называют планами аудиторской проверки. Так распорядители планируют, кого и когда будут проверять в следующем году.

Содержание

Зачем проводят бюджетный аудит и как его планируют

Внутренний финансовый аудит обязателен для учреждений госсектора — подразделений Минфина, федеральных казенных учреждений, бюджетных учреждений, которые получают финансирование из федбюджета. ВФА проводят структурные подразделения вышестоящих органов:

  • главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств;
  • главных администраторов доходов бюджета;
  • главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета и др.

Требования к ВФА описан в Бюджетном кодексе — статьях 157, 160.2-1, 165 БК РФ. А регламент процедуры приводится в федеральных стандартах для учреждений госсектора — Приказах Минфина:

ВАЖНО!
В 2022 году изменили СГС по внутреннему аудиту. В федеральном стандарте из Приказа № 196н о принципах и задачах ВФА уточнили понятие финансового менеджмента и определили, как аудиторскому органу следует проводить контроль для повышения финменеджмента.

А в стандарте из Приказа № 120н о ВФА для подтверждения достоверности бухотчетности указали, что достоверность отчетов главных администраторов подтверждается одновременно и для индивидуальной, и для консолидированной отчетности. А еще в Приказе № 120н уточнили порядок подготовки суждения аудиторов о достоверности отчетности ГАБС, который передал полномочия по ведению бухучета. Для таких администраторов не формируют суждение о достоверности отчетности и не отражают его в заключении контролеров.

Разберемся с ключевыми целями ВФА:

  • оценка надежности внутреннего финансового контроля. Под ВФК понимают процессы ГАБС и ГРБС для соблюдения законов, правил и нормативов по исполнению бюджетных полномочий;
  • подтверждение достоверности бюджетной отчетности, соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии Минфина, ведомственным и подведомственным актам (п. 5 ст. 264.1 БК РФ);
  • повышение качества финансового менеджмента.

Главные распорядители, главные администраторы определяют периодичность и сроки аудиторских мероприятий. Кроме того, они обязаны разрабатывать и утверждать документацию по проверке (Приказ Минфина № 246 от 01.06.2021). Вот перечень базовых документов:

  • план аудиторской проверки;
  • предложения по формированию проверочного плана, изменению плановых документов, организации внепланового аудита;
  • программа проверки и предложения по ее изменению;
  • объяснения, которые предоставили аудиторам в ходе контрольных мероприятий;
  • обращения к экспертам;
  • предложения по приостановлению, продлению ревизии;
  • промежуточные и предварительные результаты проверки, аналитические записки;
  • проекты заключения, окончательные заключения (к примеру, по итогам ревизии кассового обслуживания составляют заключение аудиторского мероприятия о кассовом плане по доходам и расходам получателя средств бюджета);
  • возражения и предложения проверяемых учреждений;
  • план совершенствования бюджетного процесса;
  • годовая отчетность проверяемого учреждения;
  • реестр бюджетных рисков.

После того как аудиторы запланируют контрольные мероприятия, они разрабатывают и утверждают программу ВФА. По правилам, ревизию планируют заранее — в текущем году составляют план контроля на следующий год. Ревизоры проверяют учреждения по результатам отчетного периода и после сдачи годовой бухгалтерской отчетности.

Как составить план проверки

План ревизии — это поэтапные контрольные мероприятия, которые аудиторы собираются проводить в рамках проверки. Порядок, как составить план по итогам финансовой проверки и до начала ревизии, закреплен в госстандарте (п. 3-9 СГС из Приказа № 237н).

Для каждого подведомственного учреждения проверку планируют отдельно. В плане указывают тему контрольных мероприятий и дату (месяц) окончания ревизии. При планировании ревизии учитывают:

  • существенность операций финансово-хозяйственной деятельности — влияют ли проверяемые события на бюджетную отчетность;
  • выборку операций учреждения и ее объем;
  • риски после окончания проверки;
  • возможность внепланового контроля;
  • сроки надзорных мероприятий.

План аудита утверждают до начала того года, в котором планируется проверка. Вместе с планом утверждают и программу. В программе ВФА учитывают такие вопросы по ревизии:

  • анализ законности финансово-хозяйственной деятельности;
  • соответствие учетной политики учреждения действующему законодательству;
  • уровень автоматизации организационных и учетных процессов;
  • права доступа пользователей организации к базам данных;
  • порядок работы с первичкой, корректность составления отчетности и другие вопросы.

Вот пример финансовой проверки в организации — план контрольных мероприятий от главного администратора средств бюджета.

Может пригодиться:

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.