Как оформить в собственность дачный дом

Регистрация дачных домиков и построек в 2024 по-прежнему проводится в упрощенном порядке. Если их построили до 2001 года, достаточно минимального пакета документов.

Содержание

Как действовать по закону

Люди, получившие землю в советские времена, долгое время не задумывались, нужно ли регистрировать дачный домик на садовом участке, считая его своей собственностью по умолчанию. У законодателя иное мнение по этому вопросу, но навстречу владельцам он все же пошел.

ВАЖНО!
Дачная амнистия, как часто называют эту процедуру, регулируется законом от 30.06.2006 № 93-ФЗ, который определяет правила облегченного оформления прав на постройки. Действие закона многократно продлевалось: в последний раз — до 01.03.2031 — на основании статьи 6 Федерального закона от 30.12.2021 № 478-ФЗ.

Хотя вопрос, как зарегистрировать дом на дачном участке, актуален для всех, амнистия распространяется только на ту землю и постройки на ней, которые были получены в собственность и возведены до 2001 года. В 2001 году вступил в силу Земельный кодекс, ставший основным нормативным актом, регулирующим отношения в этой сфере.

В чем суть дачной амнистии

Упомянутый закон № 93-ФЗ позволяет провести оформление дачного дома в собственность в упрощенном порядке, без внушительного пакета документации, обязательной для других строений.

В частности, не требуется получение разрешения на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого строения, возведенного на приватизированном и оформленном в собственность земельном участке. Порядок того, как узаконить дачный домик и с чего начать в 2024 году, мы разберем, опираясь на ФЗ «О регистрации недвижимости» № 218-ФЗ.

Что изменилось

Благодаря нововведениям, владельцы не приходят в ужас от мыслей, как зарегистрировать самодельный дачный дом. Они оценили такие плюсы:

  • бумажные документы ушли в прошлое, вводится базовая система регистрации. Это исключает случаи мошенничества с правами на недвижимость, поскольку свидетельства о праве собственности было достаточно просто подделать;
  • общие регистрационные данные в форме выписки из Росреестра по запросам смогут получить любые лица (кроме сведений, доступ к которым ограничен), в том числе посредством сети Интернет, иных информационных систем, общих порталов и т. д.;
  • введена единая регистрационная база. Сейчас нет необходимости обращаться в регистрационный орган по месту нахождения объекта недвижимости, сведения доступны в любом отделении.

Главным минусом считают необходимость кадастрового учета для оформления прав, ранее было достаточно составить декларацию на объект недвижимости. Из-за этого увеличилась цена узаконивания дома на дачном участке — на стоимость кадастровых работ.

Обязательно ли проходить регистрацию имущества

Документальное оформление строений на земельном участке (внесение сведений в ЕГРН) потребует уплаты соответствующего налога. Отказываться от этого не стоит по ряду причин:

  • только зарегистрированную собственность реально продать, подарить или передать в залог;
  • без подтверждения права собственности человек не вправе зарегистрироваться по месту жительства на даче;
  • если до 2031 года по амнистии не пройти регистрацию подпадающей под него недвижимости, впоследствии придется проводить процедуру ввода в эксплуатацию и узаконивать объект в судебном порядке.

С домами все однозначно, но ответ на вопрос, нужно ли регистрировать баню на дачном участке, зависит от характеристик объекта и желания владельца.

Если это капитальный объект площадью более 50 кв. м, то это необходимо, так как такое требование установлено законодательством. Кроме того, для проведения коммуникаций официальные документы потребуются в обязательном порядке. Все нюансы относительно того, будут ли такие строения облагаться налогами, подробно разъяснила Федеральная налоговая служба.

Подробнее: с каких хозяйственных построек ФНС возьмет "налог на бани и сараи"

Что понадобится для регистрации

Когда не осталось сомнений, надо ли оформлять строение на дачном участке, пора приступать к действиям. Рекомендуем собрать и изучить действующую нормативную базу: как видим, меняется она достаточно часто.

ВАЖНО!
Документы, подтверждающие передачу земли в собственность, владение, действительны согласно действующему законодательству. Предоставить их придется в обязательном порядке: в государственных информационных системах сведений о них нет.

По вопросам подготовки пакета документов стоит обратиться за консультацией в отделение Росреестра. Там подскажут, потребуются ли дополнительные справки из архива на земельный участок и т. д.

Процедура и документы

Подготовленный пакет документов передают напрямую в регистрирующий орган или, чаще, МФЦ.

Пошаговая инструкция:

  1. Подготовить декларацию об объекте недвижимости (форму, введенную Приказом Росреестра от 04.03.2022 № П/0072, можно скачать в конце статьи) в 2 экземплярах. Деклараций понадобится столько, сколько объектов недвижимости на участке вы хотите зарегистрировать.
  2. Подготовить пакет документов.
  3. Выбрать территориальный центр МФЦ, в который обратиться с документами.
  4. Оплатить госпошлину (ее размер обычно составляет 350 рублей).

Какие документы потребуются:

  • паспорт или доверенность;
  • подтверждение оплаты госпошлины;
  • декларации;
  • кадастровый паспорт на участок;
  • технический план на дом.

Если паспорта на участок и дом нет, придется обратиться в БТИ или к кадастровым инженерам для составления документации. Справки из БТИ получают и через МФЦ.

Если дом не попадает под действие амнистии, потребуется предоставить разрешение на строительство и акт о вводе в эксплуатацию. Впрочем, если участок предоставлен для садоводства или огородничества, то разрешение на строительство не требуется. Оформление такого дома в собственность имеет определенные нюансы, но на сегодняшний день сделать это достаточно просто.

Окончила Уральскую государственную юридическую академию в 2001 году. Работала в государственных органах и коммерческих организациях, веду частную практику.