Как оформить в собственность дачный дом
Регистрация дачных домиков и построек в 2024 по-прежнему проводится в упрощенном порядке. Если их построили до 2001 года, достаточно минимального пакета документов.
Как действовать по закону
Люди, получившие землю в советские времена, долгое время не задумывались, нужно ли регистрировать дачный домик на садовом участке, считая его своей собственностью по умолчанию. У законодателя иное мнение по этому вопросу, но навстречу владельцам он все же пошел.
Хотя вопрос, как зарегистрировать дом на дачном участке, актуален для всех, амнистия распространяется только на ту землю и постройки на ней, которые были получены в собственность и возведены до 2001 года. В 2001 году вступил в силу Земельный кодекс, ставший основным нормативным актом, регулирующим отношения в этой сфере.
В чем суть дачной амнистии
Упомянутый закон № 93-ФЗ позволяет провести оформление дачного дома в собственность в упрощенном порядке, без внушительного пакета документации, обязательной для других строений.
В частности, не требуется получение разрешения на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого строения, возведенного на приватизированном и оформленном в собственность земельном участке. Порядок того, как узаконить дачный домик и с чего начать в 2024 году, мы разберем, опираясь на ФЗ «О регистрации недвижимости» № 218-ФЗ.
Что изменилось
Благодаря нововведениям, владельцы не приходят в ужас от мыслей, как зарегистрировать самодельный дачный дом. Они оценили такие плюсы:
- бумажные документы ушли в прошлое, вводится базовая система регистрации. Это исключает случаи мошенничества с правами на недвижимость, поскольку свидетельства о праве собственности было достаточно просто подделать;
- общие регистрационные данные в форме выписки из Росреестра по запросам смогут получить любые лица (кроме сведений, доступ к которым ограничен), в том числе посредством сети Интернет, иных информационных систем, общих порталов и т. д.;
- введена единая регистрационная база. Сейчас нет необходимости обращаться в регистрационный орган по месту нахождения объекта недвижимости, сведения доступны в любом отделении.
Главным минусом считают необходимость кадастрового учета для оформления прав, ранее было достаточно составить декларацию на объект недвижимости. Из-за этого увеличилась цена узаконивания дома на дачном участке — на стоимость кадастровых работ.
Обязательно ли проходить регистрацию имущества
Документальное оформление строений на земельном участке (внесение сведений в ЕГРН) потребует уплаты соответствующего налога. Отказываться от этого не стоит по ряду причин:
- только зарегистрированную собственность реально продать, подарить или передать в залог;
- без подтверждения права собственности человек не вправе зарегистрироваться по месту жительства на даче;
- если до 2031 года по амнистии не пройти регистрацию подпадающей под него недвижимости, впоследствии придется проводить процедуру ввода в эксплуатацию и узаконивать объект в судебном порядке.
С домами все однозначно, но ответ на вопрос, нужно ли регистрировать баню на дачном участке, зависит от характеристик объекта и желания владельца.
Если это капитальный объект площадью более 50 кв. м, то это необходимо, так как такое требование установлено законодательством. Кроме того, для проведения коммуникаций официальные документы потребуются в обязательном порядке. Все нюансы относительно того, будут ли такие строения облагаться налогами, подробно разъяснила Федеральная налоговая служба.
Подробнее: с каких хозяйственных построек ФНС возьмет "налог на бани и сараи"
Что понадобится для регистрации
Когда не осталось сомнений, надо ли оформлять строение на дачном участке, пора приступать к действиям. Рекомендуем собрать и изучить действующую нормативную базу: как видим, меняется она достаточно часто.
По вопросам подготовки пакета документов стоит обратиться за консультацией в отделение Росреестра. Там подскажут, потребуются ли дополнительные справки из архива на земельный участок и т. д.
Процедура и документы
Подготовленный пакет документов передают напрямую в регистрирующий орган или, чаще, МФЦ.
Пошаговая инструкция:
- Подготовить декларацию об объекте недвижимости (форму, введенную Приказом Росреестра от 04.03.2022 № П/0072, можно скачать в конце статьи) в 2 экземплярах. Деклараций понадобится столько, сколько объектов недвижимости на участке вы хотите зарегистрировать.
- Подготовить пакет документов.
- Выбрать территориальный центр МФЦ, в который обратиться с документами.
- Оплатить госпошлину (ее размер обычно составляет 350 рублей).
Какие документы потребуются:
- паспорт или доверенность;
- подтверждение оплаты госпошлины;
- декларации;
- кадастровый паспорт на участок;
- технический план на дом.
Если паспорта на участок и дом нет, придется обратиться в БТИ или к кадастровым инженерам для составления документации. Справки из БТИ получают и через МФЦ.
Если дом не попадает под действие амнистии, потребуется предоставить разрешение на строительство и акт о вводе в эксплуатацию. Впрочем, если участок предоставлен для садоводства или огородничества, то разрешение на строительство не требуется. Оформление такого дома в собственность имеет определенные нюансы, но на сегодняшний день сделать это достаточно просто.