Как оформить в собственность выморочное имущество
Если у человека после его смерти не оказалось наследников либо они не смогли или не захотели принять наследство, то имущество умершего считается выморочным и наследуется государством или соответствующим органом местного самоуправления. В связи с этим перед сотрудниками этого органа встает задача, как оформить такое имущество в собственность.
Кто вправе оформить выморочное имущество в муниципальную собственность
В соответствии с п. 2 ст. 1151 Гражданского кодекса РФ в зависимости от месторасположения выморочных объектов недвижимости они переходят в собственность:
- городского или сельского поселения;
- муниципального или городского округа;
- муниципального района (находящиеся на территории между поселениями);
- городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
Полезно знать: какое имущество является выморочным
В п. 3 ст. 1151 ГК РФ указано, что правила и порядок оформления выморочного имущества должны быть установлены федеральным законом. Однако, так как до настоящего времени такой закон не принят, а ранее действующие инструкции и постановления были отменены в 2020 году, наследование недвижимости муниципалитетом происходит согласно общим правилам о наследовании, установленным Гражданским кодексом, с некоторыми исключениями.
В связи с отсутствием федерального регулирования местные администрации вынуждены сами принимать локальные документы, регулирующие порядок выявления, учета и оформления выморочного имущества. Такие документы определяют органы и должностные лица, обладающие полномочиями по выявлению выморочного наследства и передаче информации о них, принятию мер охраны такого имущества, оформления его в собственность и т.д.
Условия оформления выморочного имущества в собственность
Основные условия получения выморочного имущества — это отсутствие притязаний на него других наследников. Возможны следующие варианты для признания наследства выморочным:
- у умершего человека нет наследников;
- наследники не приняли наследство или отказались от него;
- наследники признаны недостойными или не имеют права наследовать.
Вам будет интересно узнать: должен ли нотариус уведомлять наследников о наследстве
В соответствии с законом унаследованные муниципалитетом жилые помещения включаются в нужный социальный жилищный фонд. Поэтому органы местного самоуправления, как правило, своевременно и с удовольствием наследуют за умершими гражданами квартиры, которые в дальнейшем разрешено выделить нуждающимся, имеющим право на социальное жилье.
А вот, например, от наследства в виде ветхого дома в полузаброшенной деревне местному сельскому поселению больше головной боли, чем пользы. Следовательно, с оформлением в собственность такого выморочного имущества потенциальные собственники чаще всего не спешат. Лично мне известны случаи, когда старые дома после смерти владельца по многу лет стоят бесхозными. У некоторых из них даже есть наследники, которые не спешат заявлять о своих правах, считая, что всегда успеют это сделать. В связи с этим надо иметь в виду, что органы прокуратуры имеют право обращаться в суд с заявлением в защиту государственных интересов, в том числе о признании выморочным имущества умерших граждан и возложении на соответствующие органы обязанности совершить действия по оформлению его в собственность.
Порядок оформления выморочного имущества в собственность
Чтобы оформить переход выморочной недвижимости в собственность местной администрации, муниципальный орган обязан обратиться к нотариусу по последнему месту жительства умершего за получением свидетельства о праве на наследство. Перед началом процедуры рекомендую проверить, было ли открыто наследственное дело. Такую информацию можете узнать из реестра наследственных дел, размещенного на сайте Федеральной нотариальной палаты, введя в строку поиска данные умершего. Если наследственное дело заведено, то требуется обращаться к нотариусу, у которого это дело находится. Если дело не заводилось — в любую нотариальную контору по месту открытия наследства.
Для получения свидетельства подайте следующие документы:
- свидетельство о смерти гражданина;
- выписку из домовой книги;
- документы на недвижимость (выписку из ЕГРН и т.п.).
Для информации: сколько времени действует выписка из ЕГРН
В некоторых случаях нотариус запросит иные необходимые бумаги. Если все в порядке, то нотариус по истечении шести месяцев со дня открытия наследства выдаст свидетельство о праве на наследство и сам в электронном виде передаст документы в регистрирующий орган для регистрации права на недвижимость. Теоретически свидетельство о праве на наследство выдадут и до истечения шести месяцев, но для этого требуется указать достоверные данные об отсутствии иных наследников, поэтому на практике нотариусы такое право используют редко. Отказ в выдаче свидетельства разрешено обжаловать в судебном порядке.
Советуем прочитать: как вступить в наследство и не стать должником
Часто задаваемые вопросы по теме оформления выморочного имущества
-
Кому разрешено унаследовать бесхозную недвижимость?
Муниципальное образование, на территории которого она расположена.
-
Может ли местная администрация отказаться от выморочного имущества?
Нет, такое право законом не предусмотрено.
-
Куда обращаться муниципалитету за свидетельством о праве на наследство?
В нотариальную контору по последнему месту жительства умершего.
-
Что происходит с долгами умершего?
Их в том числе наследует муниципальное образование в пределах стоимости полученной недвижимости.