Виды налоговой политики

Виды налоговой политики — это комплекс мер, касающихся внедрения, поддержания работоспособности и контроля налоговой системы. Рассмотрим основные направления деятельности государства для формирования эффективной налоговой политики.

Содержание

Налоговая политика — это часть финансовой политики государства. Это комплекс действий институтов власти, который включает:

  • выработку основ системы;
  • ее внедрение;
  • контроль ее эффективности;
  • регулирование пропорций макроэкономики;
  • применение механизма налогообложения.

Налоговая система и налоговая политика государства связаны как часть и целое. Последняя должна, в частности, включать меры по совершенствованию первой. Как итог, она оптимизирует централизацию средств в бюджете, а вместе с тем способствует росту национального богатства.

Основные направления бюджетно-налоговой политики

Это задачи, которые она будет решать в определенный период, и соответствующие им планируемые результаты. В текущем периоде это:

  • налоговая нагрузка;
  • условия ведения бизнеса;
  • функционирование консолидированных групп налогоплательщиков;
  • маневры в нефтяном секторе;
  • расходы бюджетов;
  • антикризисные меры;
  • направления совершенствования налоговой системы и отдельных обязательных платежей.
ВАЖНО!
Есть также направления, касающиеся каждого конкретного налога. Примером может послужить повышение НДС.

Основные направления налоговой политики РФ на 2020-2021 годы Минфин вынес на обсуждение в Госдуму в начале июля. Документ размещен на сайте Министерства финансов.

Виды бюджетно-налоговой политики: основная классификация

В экономической теории выделяют три вида таких мер.

  1. Максимальные налоги. Государство старается взимать так много, насколько это возможно. Верхний предел устанавливается в каждой стране. За всю историю он не превышал половины ВВП. Такой подход опасен для бюджета. Мотивация хозяйствующих субъектов к деятельности падает, и поступления снижаются.
  2. Разумные налоги. Власть принимает меры по поддержке бизнеса, создает привлекательный инвестиционный климат. Негативная сторона — недополучение средств на обеспечение социальных программ.
  3. Высокие налоги при сильной соцзащите. Это оптимальная комбинация предыдущих двух видов, преодолевшая их недостатки.

На практике они могут сочетаться даже в пределах одной страны. В России в 2016-2018 годах предпочтение отдается второму виду.

Другие классификации

Еще один критерий — это охватываемый период. Стратегическая БНП ставит цели на 3 года и более, тактическая — на 1-3 года.

Налоговая система как инструмент государственной политики имеет несколько функций. Поэтому в определенный период времени одна из них имеет большее значение, чем остальные. Соответственно, разновидности БНП выделяются на основе этих приоритетов:

  1. Фискальная. Главная цель — увеличение бюджетных доходов. Интересы плательщиков могут игнорироваться. Такому типу характерно отсутствие или значительное сокращение налоговых льгот.
  2. Регулирующая. Здесь возможны разные цели: стимулирование одних экономических процессов, сдерживание других, а также накопление средств на цели воспроизводства. Этому типу присущи разнообразные льготы, специальные режимы обложения, ослабление контроля. Есть риск недополучения отчислений, достаточных для страны.
  3. Распределительная. Потери в отдельных сферах (например, социальной) власть компенсирует за счет увеличения налогового бремени некоторых категорий субъектов. Чаще всего это выражается в штрафах и прочих санкциях.
  4. Комбинированная. Она направлена на достижение равновесия при реализации вышеприведенных функций. С ее помощью можно оптимизировать поступления и предотвратить неоправданные репрессии налогоплательщиков.

Налогово-бюджетная система и налогово-бюджетная политика — это важнейшие элементы финансовых отношений любого государства. Поэтому достижение их обоснованности и справедливости — ключевая задача профильных органов власти.

Требования к НБП

Чтобы направления, цели и задачи НБП учитывали интересы и государства, и субъектов налогообложения, ее разработчики должны ориентироваться на следующие требования:

  • опора на научный подход и данные анализа предшествующих периодов;
  • минимизация человеческого фактора и соответствующих ошибок за счет применения компьютерных технологий и методов экономико-математического моделирования;
  • учет особенностей конкретных исторических и социально-экономических условий;
  • предварительная оценка текущего состояния и финансового потенциала экономики страны;
  • многовариантное планирование и прогнозирование по всем возможным сценариям;
  • всесторонняя оценка последствий, выявление потенциально необратимых изменений в национальной экономике;
  • ориентация на поддержку хозяйствующих субъектов.

Если при формировании налоговой политики на очередной период соблюдены все эти критерии, высока вероятность ее реальной эффективности. Тогда она поможет достичь актуальных для страны целей без ущерба для ее граждан, предприятий и экономики в целом.

Юрист сайта "Правовед.ру", автор научных статей по юриспруденции.