Прогрессивная ставка налога: понятие, особенности, место в налоговой системе РФ
Прогрессивная ставка налога — это метод налогообложения, позволяющий дифференцировать размер уплачиваемых налогов в зависимости от полученных доходов. В статье расскажем о типах налоговых ставок, остановимся на том, какие особенности имеет прогрессивная система налогообложения, и расскажем о ее месте в современном законодательстве о налогах и сборах.
Понятие и виды тарификации фискальных платежей
Ставка налога — один из основных элементов фискального платежа. Ее устанавливают для каждого налогового сбора на законодательном уровне.
Тариф налога или сбора характеризует величину, уплачиваемую в бюджет, по отношению к налогооблагаемой базе. Они могут устанавливаться в абсолютном или процентном выражении. В абсолютном размере уплачиваемая сумма налога может устанавливаться, как правило, если неприменимо понятие налогооблагаемой базы. Примером такого платежа является госпошлина за регистрацию юридически значимого действия при обращении в госорганы.
Процентные, в свою очередь, делятся на:
- пропорциональные: тариф устанавливается в едином размере и не изменяется при росте или снижении базы налогообложения;
- регрессивные: тариф снижается при росте базы налогообложения;
- прогрессивные: тарификация предусматривает рост уплачиваемых сборов при росте налоговой базы.
Прогрессивная налоговая система
При применении прогрессивной ставки налога чем больше налогооблагаемая база, тем больший объем налоговых сборов уплачивает налогоплательщик. В практике может применяться одноступенчатая или многоступенчатая прогрессия.
Одноступенчатая прогрессия предусматривает установление одной налоговой ставки. При этом устанавливается необлагаемый размер дохода, до достижения которого налогоплательщик не уплачивает налоговый сбор вовсе.
Многоступенчатая прогрессия — более сложный метод. Он предусматривает деление налогооблагаемой базы на части. В границах каждой части устанавливается свой размер тарифа. Чем выше доход, тем больше сумма уплачиваемых фискальных сборов.
Использование прогрессивного налогообложения в мире
Фискальный сбор, для которого наиболее часто устанавливается прогрессивная налоговая ставка, — это подоходный налог. Прогрессирующий в зависимости от роста доходов тариф при налогообложении доходов физических лиц установлен во многих государствах, например в США, странах Евросоюза, Китайской Народной Республике. Национальные системы налогообложения используют и многоступенчатую, и одноступенчатую прогрессии.
Так, например, в Чехии используется одноступенчатый тариф в размере 15 %. При этом установлен необлагаемый минимум в размере 24 840 крон.
Многоступенчатые тарифы могут иметь достаточно много градаций. При этом также могут устанавливаться необлагаемые минимумы. Так, в Австрии установлено всего три ступени налогообложения со ставками 36,5; 43,2 и 50 % и необлагаемый минимум 11 000 евро. А, например, в Герцогстве Люксембург подоходный налог 18-ступенчатый с диапазоном ставок от 8 до 40 %.
История применения прогрессивной ставки в России
В современной системе налогообложения не используется прогрессивная тарификация ни в одном фискальном платеже. Но в истории взимания подоходного налога практика применения прогрессии имела место быть не так давно. До 2001 года в РФ применялся тариф с прогрессией при обложении доходов физических лиц. С 01.01.1998 была установлена многоступенчатая прогрессия тарифа НДФЛ:
Доход, руб. | Ставка |
---|---|
До 20 000 | 12 % |
20 001–40 000 | 15 % |
40 001–60 000 | 20 % |
60 001–80 000 | 25 % |
80 001–100 000 | 30 % |
Свыше 100 001 | 35 % |
С 2000 года тарификация была значительна упрощена (до трех ступеней), а с 2001 года установлена единая, не зависящая от получаемого дохода величина уплачиваемого НДФЛ в размере 13 %, которая применяется по настоящее время.
Разговоры о переходе не прогрессивную модель периодически возникают. Но Министерство финансов РФ неоднократно высказывалось о нецелесообразности в данный момент такого изменения налоговой системы (Письма от 24.07.2018 № 03-04-05/47745; от 26.09.2017 № 03-04-05/62106). Основными аргументами при этом являются простота исчисления, уплаты и администрирования, а также инвестиционная привлекательность РФ при существующей системе.