385

Повышение подоходного налога в России в 2020 году

Подоходный налог с физических лиц — это один из важных индикаторов благосостояния населения. В правительстве и Государственной думе не единожды в 2018 году поднимался вопрос о возможной корректировке этого налога. Посмотрим, как обсуждался подоходный налог в 2018 году, каких изменений в области налогообложения физических лиц ожидать в будущем, возможно ли увеличение подоходного налога в 2020 году или в следующем, 2020-м.

Содержание

О подоходном налоге в 2020 году

Подоходный налог в России представлен налогом на доходы физических лиц (НДФЛ), нормативное регулирование которого закреплено в главе 23 НК РФ.

Таблица: подоходный налог 2020: сколько процентов составляют отчисления в зависимости от налоговой базы.

Ставка НДФЛ Налоговая база
13 % Зарплата, дивиденды, другие доходы резидентов (кроме указанных в последней строке), граждан из ЕАЭС, беженцев и др. (Письма Минфина от 24.01.2018 № 03-04-05/3543, от 14.05.2018 № 03-04-06/32214)
30 % Доходы нерезидентов (тех, кто проживает в стране менее полугода)
35 % Выигрыши, призы, беспроцентные займы резидентов, дивиденды нерезидентов

В среднем доля бюджетных доходов в 2011–2017 годах от поступлений по НДФЛ составляла 3,5 % по отношению к ВВП (для сравнения, в 2017 году поступления от НДФЛ составили 3,53 %, от налога на прибыль организаций — 3,57 %) (данные из документа «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»). Эти цифры со всей очевидностью доказывают, что уровень поступлений в бюджет от НДФЛ является достаточно высоким в сопоставлении с иными источникам дохода бюджетов в России.

Однако много это или мало в сравнении с аналогичными показателями других стран? Обратимся к данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят 36 развитых государств. Опубликованные данные показывают величину доходов бюджетов государства от НДФЛ (Tax on Personal Income) в процентном соотношении к ВВП. Средний процент бюджетных поступлений подоходного налога физических лиц в странах, входящих в ОЭСР, на 2015 год составляет 8,44 % к уровню ВВП. Таким образом, напрашивается вывод об относительно низком уровне бюджетных доходов от НДФЛ в России.

Важно подчеркнуть, что во многих европейских государствах, включенных в приведенную выше аналитику ОЭСР (в частности, Австрия, Германия, Италия), действует система прогрессивного налогообложения: ставка налога определяется в зависимости от размера налоговой базы. В отдельных странах доход до определенного порога освобождается от налогообложения, далее постепенно идет увеличение ставки (например, во Франции ставка для физических лиц варьирует от 0 до 75 %).

Увеличится ли подоходный налог в 2020 году

Вопрос реформирования системы взимания НДФЛ в России поднимается достаточно регулярно: например, в 2016 году вице-премьер Ольга Голодец говорила о проработке Правительством РФ идеи перехода на прогрессивную шкалу НДФЛ (а значит, для части населения возможно повышение подоходного налога в России), а в марте 2018 года на рассмотрение в Государственную думу РФ был внесен проект закона о введении прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц. В начале 2020 года на уровне Правительства РФ обсуждался вопрос повышения ставки НДФЛ с 13 до 15 % (это увеличение должно было коснуться только граждан с высокими зарплатами — от 7 до 10 млн руб. в год).

Представляется, что в ближайшее время нет оснований ожидать, что в России произойдет повышение подоходного налога в 2020 году (или, точнее, повышение ставки НДФЛ) для основной массы населения. Этому есть ряд оснований.

  1. В момент активного рассмотрения вопроса реформирования взимания НДФЛ (в том числе в начале 2020-го) речь шла о выборе источника повышения доходов бюджета — НДФЛ или НДС, и, как известно, выбран был НДС.
  2. Вторым аспектом, который представляется весьма актуальным при решении вопроса о повышении налога, является размер налогового бремени: в соответствии с принципом недопустимости чрезмерного налогообложения. Последнее не должно парализовать реализацию гражданами конституционных прав и свобод.

Очевидно, Минфин придерживается такого же мнения: отвечая на массовые запросы граждан, ведомство опубликовало Письма от 07.05.2018 № 03-04-05/30463, от 12.04.2018 № 03-04-05/24386, в которых разъяснило, что повышения ставки НДФЛ не планируется. О том, что не нужно ждать введения прогрессивной ставки, сказано в Письме от 26.09.2017 № 03-04-05/62106.

Экономические обоснования

Безусловно, не только налоговая ставка влияет на величину налогового бремени, но она является важным регулятором налоговых поступлений в бюджет. Если обратиться к законам экономики, то, в соответствии с формулой Лаффера, экономически зависимость величины бюджетных поступлений от величины налоговой ставки выглядит в форме кривой: до определенной границы налоговая ставка будет обеспечивать высокие бюджетные доходы, но при превышении этого предела налоговые доходы будут уменьшаться, так как завышенное налоговое бремя будет снижать желание субъектов гражданского оборота заниматься данным налогооблагаемым видом деятельности. Соответственно, для осуществления эффективного взимания фискальных платежей государство выбирает определенную налоговую политику. Например, если законодательством устанавливается низкая налоговая ставка, то одновременно устанавливается и расширенная налоговая база, и наоборот. В условиях современной экономической ситуации, когда россияне беднеют, повышение ставки налогообложения на и без того экономически понижающиеся доходы повлекло бы существенное ухудшение положения основной массы населения. Те же 2 процентных пункта разницы между предлагаемым повышением и действующей сейчас ставкой (с 13 до 15 %) для всех налогоплательщиков вне зависимости от уровня дохода было бы намного более ощутимо для слоев населения с низким доходом, чем для более обеспеченных.

От редакции: пока верстался материал

Пока верстался материал, все новостные каналы облетело известие о том, что правительство планирует ввести систему индивидуального пенсионного капитала, размер отчислений в который может составить до 6% от дохода россиян, а что это, как не скрытое повышение подоходного налога? Читайте об этом в заметке «Граждан впишут в систему индивидуального пенсионного капитала автоматически?».