3 ситуации с ошибками налоговой оптимизации для инфобизнеса, маркетплейса и транспортных услуг

В этом видео мы разберем типовые ошибки предпринимателей в области налогов из инфо бизнеса, бизнеса на маркетплейсах и транспортных услуг. Мы подробно разберём каждую из этих ситуаций, дадим рекомендации и советы, как избежать подобных ошибок и оптимизировать налоговую нагрузку. Возможно, корень проблемы лежит не только в налогах, но и в других аспектах ведения бизнеса.

Содержание

Видео-разбор трех ситуаций неумелой налоговой оптимизации

Типовые ошибки предпринимателей в области налогов

В этом видео разберём типовые ошибки предпринимателей в области налогов из инфобизнеса, из бизнеса на маркетплейсах, а также для предпринимателей, которые оказывают транспортные услуги. Всего три проблемы.

Всем привет, на связи Марат Самитов, я руководитель бухгалтерской компании «Самитов Консалтинг». И сегодня разберу три реальные ситуации, с которыми к нам обращаются предприниматели, и прокомментирую их: как нужно поступать, как не нужно поступать, а иногда даже возможно корень проблемы лежит вообще не в налогах, а в других вопросах. Итак, погнали.

Ситуация 1: ИП на УСН и патенте в инфобизнесе

Первая ситуация: индивидуальный предприниматель на упрощёнке «доходы» плюс совмещает с патентом, занимается продюсированием онлайн-курсов и по факту он продаёт чужой онлайн-курс с получением комиссионного вознаграждения. При этом, конечно же, умудрился проводить все вот эти поступления и доходы по патентной деятельности. Налоговая инспекция, естественно, не спит, проверяет деятельность и прислала ему требование о том, что все эти доходы под патентную систему налогообложения не подпадают. Клиент даже готов пересчитать, значит, налоги по 6%, но опасается, что могут проверить не только прошлый год, но вообще 3 года подряд. Соответственно, что можно сделать?

По поводу опасений: опасается правильно. Если налоговая инспекция захочет, ничто не запретит ей и не помешает ей проверить предыдущие ещё 2 года и доначислить уже налогов примерно в три раза больше, чем за один год. Её не остановить, процесс необратим.

Что я могу сказать: в инфобизнесе очень многие предприниматели покупают патент типа на образовательную деятельность и вот разные онлайн-курсы, инфопродукты засовывают в патентную деятельность. Но налоговики, конечно же, не дураки, и они прекрасно видят, когда пытаются натянуть сову на глобус. Причём выдать деятельность по продюсированию чужих онлайн-курсов на комиссионной основе, извините меня, на патент — ну, нереально вообще никак. И в данном случае налоговая инспекция абсолютно права, что доначисляет 6%.

Если вы хотите сэкономить на налогах, я, конечно, всё понимаю, гораздо проще в данном случае не знаю, переехать в Чечню, Калмыкию или какую-нибудь Удмуртию и платить там 1% вместо 6%. В данном случае отстоять ставку 1% вместо 6% будет гораздо проще перед налоговой инспекцией, чем доказать, что эта деятельность подходит под патентную систему налогообложения.

Поэтому вот как бы так: если у вас инфобизнес, курсы, наставничество там или продюсирование, или ещё что-то, вы там какие-нибудь чек-листы продаёте — под патент это практически никогда не попадает. Всё, завершили тему и переходим к следующему вопросу.

Ситуация 2: Организация на общем режиме в транспортной сфере

Следующая ситуация: организация на общем режиме налогообложения, в штате целых два человека, оказывают, как всегда, транспортно-экспедиционные услуги. Оборот примерно 10 млн руб. в месяц. Приобрели эту организацию в мае 2024 года под одного крупного клиента-заказчика, который является ещё и к тому же единственным заказчиком. В данный момент, конечно же, все реальные исполнители у него ИП на упрощёнке либо на патенте, входящего НДС нет. Поэтому ребята пока что колятся и оформляют что-то в лизинг на свою компанию, чтобы НДС к уплате уменьшить, но в общем экономика не бьётся, что в принципе не удивительно. Естественно, ребята что хотят, чтобы мы оптимизировали им налоги.

Ну, во-первых, давайте пройдёмся, какие могут быть налоги:

  • транспортный налог, если там они владельцы какой-нибудь машины — это копеечный налог;
  • страховые взносы — это два человека — это копеечные налоги обычно;
  • что у нас ещё остаётся — налог на прибыль, который они скорее всего уже и так сами научились оптимизировать;
  • и естественно НДС, который самый большой.

У меня для вас плохие новости. Если вы оказываете услуги, любые, хоть транспортно-экспедиционные, хоть юридические, хоть архитектурные проектно-изыскательские, вам не выгодно по определению работать с НДС. Если ваш заказчик требует от вас НДС, увеличивайте цену просто тупо на 20% и продавайте на 20% дороже. Иначе эти 20% будут за ваш счёт и съедать вашу прибыль и маржу. Ну, извините, НДС — косвенный налог, его платит конечный покупатель ваших услуг.

И естественно, сейчас там будут возражения, что вот цена дорогая получается. В данном случае, когда у вас один заказчик, это вообще на бизнес не похоже. Это похоже на то, что на вас переложили весь геморрой с налогами, с выводом кэша на ИП, и вы там, возможно, что-то даже зарабатываете.

В вашем случае нужно не экономить на налогах, а обратите внимание абсолютно на другую часть — на маркетинг и на продажи. Вам нужно найти новых клиентов, которым вы сможете продавать свои услуги по рыночным ценам так, чтобы НДС вы могли законно платить. Потому что практически не существует никаких легальных способов оптимизации НДС.

На самом деле есть и в транспортном бизнесе, например, можно НДС уменьшить за счёт простоя, но в этом случае НДС сократится совсем чуть-чуть — это раз, а во-вторых, этот НДС потеряет ваш заказчик, на что он точно не будет согласен.

Поэтому про оптимизацию НДС в транспортном бизнесе ну плюс-минус можно забыть, потому что вы не можете накупить себе в лизинг не знаю там 50 транспортных средств, а потом сидеть с ними и мучиться — у вас просто экономика не сойдётся, потому что это всё окупать надо.

Поэтому, ребята, не мучайтесь, не ешьте кактус, а просто обратите своё внимание на повышение продажной цены, чтобы вы могли платить налоги. Ну либо попробуйте сэкономить, я не знаю, на бензине, если цену поднять не можете — это гораздо безопаснее, чем экономить на НДС. Вот и всё. Давайте переходим к третьей части.

Ситуация 3: Организация на общем режиме на маркетплейсах

Организация на общем режиме налогообложения, уже 25 человек в штате, торгуют на маркетплейсе канцелярскими товарами. Есть своя бухгалтерия, и всё прекрасно, есть своё производство, продают продукцию на ВБ, на Ozone, продают во много стран — и в Киргизии, Белоруссии, Казахстане, и в Россию. И на самом деле красавцы и молодцы.

И у них возникла проблема с Wildberries: налоговая инспекция присылает им требования о том, что их данные не сходятся с данными, которые присылает ВБ. На самом деле здесь есть один прикол, и в этой ситуации вы скорее всего абсолютно не виноваты, а виновен в этом Wildberries.

Дело в том, что у нас тоже много клиентов, которые торгуют на маркетплейсе Wildberries, и у всех пришли требования из налоговой инспекции. Нам удалось все эти требования отстоять по одной интересной причине. В процессе своей работы мы отчёты о продажах еженедельно сохраняем по каждому клиенту. Потом мы собираем все отчёты 52 там недели в году и формируем декларацию и сдаём. Потом Wildberries подаёт другие данные.

Вот если вы по прошествии года запросите у ВБ данные за прошлый год, эти данные не будут сходиться с цифрами по еженедельным отчётам. Вот именно такие искажённые данные они подают в налоговую инспекцию. Налоговая инспекция, естественно, пишет вам запрос. Если у вас есть изначально сохранённые еженедельные отчёты, вы присылаете это всё в налоговую инспекцию, говорите: «Вот, проверьте. Здесь всё сходится, мы всё правильно сделали».

Поэтому акакие-то проблемы, по-моему, системные есть именно у Wildberries. Ни у одного другого маркетплейса — у Ozone, Яндекс Маркета там или ещё кого-то — нет таких проблем, то есть цифры сходятся. А у ВБ какой-то бардачок, поэтому держите тут ухо востро с Wildberries, чтобы потом не переплачивать налоги. Потому что когда проходит год, Wildberries показывает, что вы продали на большую сумму, и вам нужно доплатить, естественно, налог. Вот такое лекарство от этой ситуации.

Ну а если у вас ещё какие-то проблемы есть, например, в транспортных услугах, в инфобизнесе или в Ozone или ВБ, пишите в комментариях, давайте их обсудим.

Если вы хотите сэкономить на налогах правильно и легально, напишите мне в личные сообщения либо оставьте заявку по ссылке под этим видео. Разберёмся с типовыми ошибками — мы уже точно научились работать и не с типовыми тоже, а находим интересные варианты решений.

Если понравилось видео, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и отправьте это видео своему другу-предпринимателю, чтобы он не совершал подобных ошибок.

Полезные материалы от Марата Самитова:

Высшее образование в сфере налогов и финансов. Работал главным бухгалтером и финансовым директором. Основатель компании, которая оказывает услуги по бухгалтерскому сопровождению хозяйственной деятельности. Автор серии статей про налоги.