Как перейти на чеки в электронном виде и куда их отправлять
Из-за кризисных мер в 2022 году, после угроз сбоя поставок и дефицита кассовой ленты, электронные чеки в магазинах стали актуальными. Но у предпринимателей возникло много вопросов — как перейти на электронные чеки, как правильно их оформлять и куда отправлять.
Что такое электронные чеки
Когда в России в 2019 г. ввели контрольно-кассовую технику в режиме онлайн, появилась возможность формировать документы об оплате и в цифровом виде. Эти онлайн-кассы оснащены фискальным накопителем и отправляют сведения в ФНС.
Крупные торговые сети уже перевели многих клиентов на новый формат. В интернет-магазинах электронные чеки вместо бумажных уже стали обязательными, поскольку оплата производится в сети. А малый бизнес и ИП еще в процессе освоения нововведений.
В момент проведения расчетов, как наличных, так и безналичных, закон обязывает все организации и ИП использовать ККТ и выдавать покупателю отчет об оплате на бумаге. А если покупатель попросил, то кассир обязан отправить и цифровой вариант (пункты 1 и 2 ст. 1.2 ФЗ № 54 от 22.05.2003). Его передают покупателю в формате онлайн — в виде СМС-сообщения или на интернет-почту.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что должно быть в кассовом чеке. Используйте эти инструкции бесплатно.
Сформированный бланк включает в себя основные сведения об оплате товара или услуги. По составу вид электронного чека практически аналогичен бумажному варианту. Среди обязательных реквизитов (полный список указан в ст. 4.7 ФЗ № 54 и Приказе ФНС № ЕД-7-20/662 от 14.09.2020):
- наименование кассового документа;
- номера документа и смены;
- дата и время;
- название компании, ее адрес и ИНН;
- вид расчета (приход, расход, возврат и т. д.);
- признак предмета и способа расчета;
- ставка НДС;
- цена покупки со скидкой, по отдельным товарам;
- итоговая сумма;
- система налогообложения;
- номер ККТ, фискального накопителя (ФН), формат фискальных данных (ФД);
- фискальный признак документа (ФП);
- e-mail отправителя и получателя;
- сайт для проверки подлинности;
- QR-код.
Если его выдает платежный агент, то дополнительно указывают размер вознаграждения, номер телефона и ИНН агента, поставщика и оператора, выдавшего отчет об оплате.
Чем электронный чек отличается от бумажного
Как и бумажный вариант, его используют для всех дальнейших операций — для проведения возвратов товаров, для оформления налоговых вычетов и т. д. Поскольку электронный чек оплаты обладает одинаковой юридической силой с бумажным. Но у него есть и некоторые преимущества:
- его невозможно потерять (оригинал хранится на сервере ФНС);
- его легко проверить при помощи смартфона;
- отправить в виде сообщения на мобильный телефон, через мессенджеры или на e-mail;
- он позволяет сократить расходы для приобретения кассовых лент.
В цифровом формате есть и некоторые дополнительные реквизиты, которых нет в бумажном варианте. Например, номер телефона и e-mail продавца и покупателя, международный код товарной продукции GTIN, серийный номер (для маркированных товаров).
Бумажный документ об оплате выдают сразу после покупки, а электронный кассовый чек допускается отправить не позже следующего рабочего дня или непосредственно после выдачи товара.
Как организовать переход на электронные чеки
Чтобы организовать выдачу электронных чеков, необходимо специальное оснащение — современная модель ККТ с фискальным накопителем и интернет. Если вы желаете заниматься отправкой этих документов клиентам самостоятельно, то заключите договор с оператором мобильной связи для передачи сообщений и установите специальный сервис для автоматизации торговли. Многие современные онлайн-кассы обладают встроенными подобными ПО.
Если продажи происходят дистанционно, то есть несколько способов перехода на электронные чеки:
- при помощи наложенного платежа — документ об оплате распечатывает Почта России;
- оплату производить через платежных агентов, используя платежные агрегаторы;
- арендовать ККТ — платеж фиксирует оператор фискальных данных (ОФД) и отправляет информацию в ФНС. Отдельно есть возможность заключить с ОФД контракт на услугу по отправке покупателям кассовых документов онлайн.
Куда приходят электронные чеки
Отправляют их при помощи СМС-сообщения по номеру телефона, который предоставил клиент, через мессенджеры (VK, Telegram и т. д.) или на e-mail. Если клиент запросил такой цифровой документ об оплате, то в виде СМС его обязательно нужно отправить. А на почтовый адрес в интернете — только если в ККТ есть такая техническая возможность. Отправка на почту в интернете электронного чека покупателю будет для компании бесплатной. А для СМС-рассылки придется купить отдельный пакет в ОФД.
Еще один вариант — передать кассовый документ покупателю во время доставки курьером товара из интернет-магазина. В этом случае после оплаты товара курьер не печатает чек, а открывает его в смартфоне, а покупатель сканирует при помощи своего мобильного устройства.
Как покупателю получить цифровой чек
Закон четко устанавливает, как получать при покупке электронный чек (абз. 1 п. 2 ст. 1.2 ФЗ № 54):
- предупредить об этом кассира до того, как он произведет расчет;
- предоставить ему номер телефона или адрес электронной почты.
В отдельных случаях такой документ об оплате покупатель вправе получить самостоятельно. Для этого необходимо проверить документ в специальном сервисе ФНС и сохранить результат проверки. Первый способ — отсканировать QR-код на выданной в кассе бумаге через специальное мобильное приложение при помощи телефона, смартфона, планшета. Второй способ — ввести сведения в специальном сервисе на сайте ФНС вручную.
Шаг 1. Откройте сервис на сайте налоговой «Контрольно-кассовая техника».
Шаг 2. Затем кликните на «Проверка чека».
Шаг 3. В открывшемся окне введите основные сведения — тип операции, дату, время, итоговую сумму, специальные коды: ФН, ФД, ФП. Нажмите «Проверить».
Шаг 4. После этого появится результат проверки.
Если электронный чек на товар ошибочный, сервис выдаст, что он некорректен.
Если в результате проверки покупатель обнаружит нарушения, то он вправе обратиться с жалобой в ФНС.